Для своего проекта «Союз Советских Социалистических Реклам» Алексей Смирнов собирает ценные отрывки из буклетов, каталогов, брошюр с рекламой товаров, которые выпускались в СССР. Он рассказал «Теориям и практикам», где и как искать советские журналы, а также зачем в СССР рекламировали вещи, которые нельзя было купить в обычном магазине, и что экспортировали за рубеж.

Алексей Смирнов

создатель проекта «Союз Советских Социалистических Реклам» («ЖЖ»)

В 2011 году я решил собрать свои детские игрушки, чтобы показать их дочке и поделиться с ней той радостью, которую я испытывал, когда играл в них совсем маленьким. Собрал самые любимые — машину на дистанционном управлении Alfetta Spider, настольный футбол и «Автогонки». Пока я искал их в интернете — на аукционах, досках объявлений, форумах, — передо мной все чаще мелькала советская реклама (и все больше меня завлекала). Более того, в довесок к одной из купленных игр мне прислали несколько номеров журнала «Новые товары». Тогда я завел «Живой Журнал» (сначала он назывался myussr.livejournal.com, потом переименовался к лаконичный cccp.livejournal.com), где опубликовал номер «Новых товаров» за 1968 год.

Журнал «Новые товары» — в принципе кладезь информации о реальных товарах и их прототипах, которые готовились к выпуску в СССР, но так и не увидели свет по разным причинам. Для меня также особенно ценны каталоги «Внешпосылторга». Да, советские вещи экспортировались за рубеж (в основном автомобили, еда, алкоголь, часы, ювелирные украшения и радиотехника), и все это описывалось в подобных журналах. Они всегда яркие, с отличной полиграфией и коллекцией товаров, которые нельзя было купить у нас в обычном магазине.

Теперь я искал на форумах и аукционах не игры, а журналы и каталоги, плакаты и листовки, буклеты и брошюры. Найти все оказалось несложно: много подобных материалов оставалось у людей в чуланах или на дачах, а кто-то хранил их как сувенир из зарубежных командировок. Материалы я собираю по всей стране (спасибо возможностям интернета) и покупаю. Все это доступно, вопрос только в цене. Есть продавцы, которые думают, что владеют бесценным артефактом, и выставляют его за непомерные деньги. Я просто жду аналогичного предложения в другом месте по более выгодной цене. Я не храню купленное у себя, а сканирую и также продаю, чтобы купить что-то новое.

С самых первых времен и по сей день я веду проект один. Три года назад он разросся до страниц в социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и Facebook, но прижился только на «ЖЖ» и в «ВК» — в итоге группа в «ВК» стала основной площадкой. Здесь люди оказались более восприимчивы и отзывчивы и даже стали присылать свой контент, несмотря на мои жесткие требования: именно сканы в высоком разрешении, а не фотографии, именно личные сканы, а не общедоступные из сети, и — никакой обработки. Все первоначальные изображения обрабатываю лично, стараясь убрать негативное влияние времени на бумагу, чтобы представить их перед посетителями паблика в таком виде, как будто реклама была отпечатана только недавно. Это создает ощущение, что вы перемотали время на много лет назад.

Проект — это мое увлечение. На него уходят мои личные деньги, я не публиковал ни одной рекламы ни в «ВК», ни в «ЖЖ». Я хочу донести до читателей всю прелесть советской рекламы, которая скорее информировала жителей СССР о появлении нового товара, а не занималась приукрашиванием его действительной ценности, несмотря на то что была тесно переплетена с пропагандой.