В проекте «Картинкамация» собрана инфографика на самые разные темы — от списка самых матерных песен Егора Летова до графика о количестве покашливаний Владимира Путина во время официальной речи. Специально для T&P создатель проекта Александр Успенский рассказал, где и как он находит графики, как читатели помогают в производстве контента, а также чем может быть полезна визуализация дня среднестатистического жителя развитой страны.

Александр Успенский

создатель проекта «Картинкамация» (сообщество во «ВК», Telegram-канал)

Изначально мне было просто любопытно изучить, какие графики публикуют российские и иностранные СМИ. Оказалось, что их очень удобно собирать с описаниями и ссылками в паблике во «ВКонтакте»: на стене сообщества всегда можно легко найти старые записи и иллюстрации. Сама идея не нова: это не первый и не последний подобный паблик, есть множество сайтов и форумов, которые собирают инфографику на актуальные темы.

Контент собираю я один, в основном о политике, спорте, общественном мнении и культуре. Графики про экономику и технологии публикуют другие популярные каналы (например, «Доходъ» и «Рациональные числа»). Я не вижу смысла повторяться, да и мне лично эти темы не очень интересны. Я отдаю предпочтение проектам, которые будут хорошо видны на маленьких экранах (поскольку Telegram в основном используют как мобильное приложение). Также важно, чтобы все они были основаны на достоверных данных и везде были указаны источники. Иногда читатели присылают ссылки на проекты, которые они сделали для своих блогов или СМИ, но в большинстве случаев я нахожу графики в соцсетях или в тех медиа, у которых есть раздел с инфографикой (от The New York Times»до «АиФ»).

Очень важен фидбэк от читателей: они не только могут заметить грамматические или стилистические ошибки в тексте и на графиках, но также оценить, насколько все хорошо видно и понятно, и даже посоветовать, чем дополнить материал. Например, в одном из самых популярных постов про мат в шоу «вДудь» читатели заметили ошибк: не было подсчитано матерное слово, которое произнес Леонид Парфенов. Дело в том, что автоматический расшифровщик на YouTube не смог понять слово «нев****нный», и в тексте расшифровки его не оказалось.

Собственные графики я рисую в зависимости от двух факторов: либо это свежая тема, которую еще не успели визуализировать, либо тема, которая в принципе не появится в СМИ. Например, вряд ли издания будут рисовать траектории движения фигуристок по катку или считать кашель президента во время послания Федеральному собранию: для них это просто не формат. А для телеграма или блогов на Sports.ru вполне сойдет.

«Проект для меня хобби, но если предлагают разместить рекламу, то я не отказываюсь, так как она стимулирует искать и рисовать что-то новое»

В плане количества подписчиков в телеграме получилось более удачно, чем во «ВКонтакте»: там выбор картинок для канала зависит от новостной повестки, это не просто склад со случайными иллюстрациями. Более того, телеграм стал символом политической блогосферы, а отбираемый мной контент во многом посвящен общественно-политической тематике. Много людей пришли от агрегатора «Караульный», который репостил мои графики. Где эта аудитория во «ВКонтакте» (и есть ли она там вообще), я не знаю. Бывало, что посты паблика публиковали крупные группы, но почти никто оттуда не приходил.

Сам проект для меня хобби, но если предлагают разместить рекламу, то я не отказываюсь, так как она стимулирует искать и рисовать что-то новое. Но, конечно, всегда указываю, что это реклама.

Мне нравятся американские исследования повседневной жизни. На эту тему есть любопытные графики: чем жители США занимаются в разное время суток, как они отдыхают в зависимости от уровня дохода, люди каких профессий чаще всего разводятся или работают в той же сфере, что и их родители, на какой неделе жизни человек обычно начинает учиться, вступает в брак, рожает первенца и так далее. Про распорядок дня американцев есть красивый интерактивный график, по которому можно проследить за жизнью современного жителя развитой страны по часам. В динамике по годам и в разрезе социальных статусов типичный день представляло издание The Wall Street Journal. Это данные по результатам опросов (около 11 тысяч человек). С некоторыми поправками их графики можно перенести и на городских жителей России. Кому-то они могут показаться бессмысленными, но как цифровое описание повседневной жизни они интересны и полезны, так как позволяют сравнить свой день с распорядком среднестатистического жителя другой страны.