Сейчас в старших классах дети в основном готовятся к ЕГЭ, от результатов которого зависит, в какой университет они поступят. По мнению автора книги «Think Again: A Philosophical Approach to Teaching» Джона Тейлора, на уроках гораздо полезнее (в том числе для итоговых оценок) не зацикливаться на экзаменах, а проводить открытые обсуждения и дебаты. В статье на сайте Aeon он написал о важности философского подхода к образованию. «Теории и практики» выбрали из материала пять полезных качеств и навыков, которые развиваются во время дискуссий и убиваются, когда надо бесконечно проходить тесты.

Любопытство

Часто и для учителей, и для учеников главной целью учебы становятся хорошие результаты на экзаменах. В таких случаях класс больше похож на военное училище: ученики обязаны давать единственно правильные ответы на вопросы из экзаменационных сборников. В итоге школьники утрачивают любопытство, им не хочется глубоко погружаться в какие-то вопросы и исследовать их, а учеба превращается в заучивание. Ни ученикам, ни учителям не нужно проявлять индивидуальность и искать творческие решения, в результате дети становятся пассивными, а педагоги привыкают к рутинной работе. Как показывают исследования, 87% университетских преподавателей считают, что из-за такого внимания к тестам большинство детей совершенно не готовы к учебе в университетах.

Способность думать самостоятельно

По мнению Тейлора, школа могла бы дать ученикам гораздо больше, если бы учителя не натаскивали детей к экзаменам, а учили их думать самостоятельно. Он ссылается на Сократа, который считал, что учеба — это философский процесс. Он начинается с вопроса, затем проходит исследование, а результатом становится не единый ответ, а более глубокое понимание. При этом мы признаем, что наши знания и о мире, и о нас самих очень ограниченны — именно это Сократ считал признаком истинной мудрости. Неотъемлемой частью образования в таком случае становятся дискуссии и дебаты.

Умение рассуждать и обсуждать

Вместо того чтобы давать детям строго определенный набор знаний, школы могли бы стать пространством для свободных размышлений, уверен Тейлор. Такой подход невозможен без особого отношения учителя к своей работе, ведь процесс учебы в этом случае базируется не на монологе, а на диалоге, в ходе которого он только направляет своих учеников. И, конечно, какими бы плодотворными и интересными ни были обсуждения в школе, их одних недостаточно: чтобы о чем-то рассуждать, нужны знания. И тут на помощь приходит модель образовательного процесса, которая называется «перевернутый класс», когда ученики дома изучают предоставленные учителем материалы, а на уроках больше времени уделяется каким-то сложным дискуссионным вопросам.

Готовность планировать и импровизировать

Некоторые сомневаются в том, возможно ли в принципе научить человека думать. Но тут Тейлор вспоминает Аристотеля, который считал, что мы учимся, делая: пассивное поглощение информации ни к чему не приводит, нужно обязательно участвовать в процессе. При этом необходимо, чтобы кто-то указывал нам на ошибки и говорил, что мы можем улучшить. Лучшим контекстом для этого станет работа над собственным проектом. На хороший проект могут уйти даже не недели, а месяцы — это развивает выносливость, умение преодолевать трудности, школьник учится планировать и импровизировать.

Подготовка к непредсказуемой взрослой жизни

По словам автора, одно из важных преимуществ философского подхода к образованию в том, что он лучше готовит детей ко взрослой жизни: они умеют реагировать на новые обстоятельства, принимать неожиданные решения, отличать информацию от дезинформации и становятся активными гражданами. В профессиональном плане им тоже должно быть проще: автор считает, что работодателям будущего нужны не послушные, а самостоятельные, творческие и уверенные в себе. Кстати, Тейлор убежден, что дети, которые способны размышлять и анализировать, и с экзаменами справятся лучше, поскольку они сильнее вникают в задания и дают более аргументированные ответы.