21 апреля в DI Telegraph прошел Moscow FemFest — просветительский фестиваль о феминизме, гендерном равенстве и свободе выбора. Перед фестивалем «Теории и практики» поговорили с несколькими спикерами мероприятия об их любимых источниках знаний по теме. Мы уже писали про книги и Telegram-каналы. В третьем выпуске гендерный исследователь Ирина Костерина рассказывает, какие фильмы посмотреть, чтобы разобраться в том, как проблемы равноправия связаны с эпохой, культурой и менталитетом.

Ирина Костерина

гендерный исследователь, кандидат социологических наук, программный координатор программы Фонда им. Генриха Белля

«Возвращение», 2003 год

Андрей Звягинцев

Я посмотрела этот фильм, когда работала над диссертацией о маскулинности в молодежной среде. Мне кажется, Звягинцеву удалось снять одну из лучших работ на эту тему, совершенно хрестоматийный образец. Это история о том, как обычная жизнь двух подростков, которые растут без отца, меняется после его возвращения в семью. Знакомый им только по фотографиям отец оказывается вовсе не летчиком и героем, как говорила мама, а обычным мужиком и чужим человеком, который вдруг решает воспитать из сыновей «настоящих мужчин». Он дает им задания и вынуждает проходить некие «ритуалы инициации» — заплатить за себя в кафе, разобраться с хулиганом и так далее. Это порождает конфликты, напряжение, травмирует героев и в конечном итоге приводит к трагедии. В этом, как мне кажется, кроется если не мораль, то самая важная мысль этого фильма: такая, очень распространенная в России, мачистская маскулинность причиняет боль, калечит и убивает, но тем не менее она остается частью социализации подростков и, подобно магическому амулету, передается из поколения в поколение. В финале фильма зритель увидит явное тому подтверждение: еще недавно несогласный с поведением отца старший сын вдруг становится похожим на него — жестким, грубым, скупым на эмоции; словом, «настоящим мужчиной».

«Пианино», 1993 год

Джейн Кэмпион

Красивый фильм с потрясающей музыкой, которая потом годами звучит внутри. Действие картины разворачивается в середине XIX века, главная героиня по имени Ада со своей дочерью переезжают из Шотландии в Новую Зеландию, где ее ждет новый муж, которого раньше она никогда не видела. Ада не разговаривает (вероятно, из-за какой-то душевной травмы, о которой нам не рассказывают), но при этом она прекрасно играет на пианино. Женщина берет любимый инструмент с собой, везет его на корабле на другой конец света, а новый муж отказывается доставить его домой. Брошенное на берегу пианино забирает сосед Бэйнс и предлагает Аде приходить играть к нему домой и давать ему уроки. Со временем между ними завязывается роман, который полностью переворачивает жизнь героини. Она идет наперекор принятым в XIX веке гендерным контрактам: вопреки здравому смыслу и воле мужа отказывается от успешного брака, материального благополучия и даже ребенка, выбирает самовыражение и любовь, в финале фильма весьма символично вновь обретая голос. С гендерной точки зрения это фильм про смелость женщин выбирать свою жизнь, про возможность быть свободной и счастливой и вместе с тем про цену, которую за это иногда приходилось платить.

«Возвращение», 2006 год

Педро Альмодовар

Альмодоваром я увлеклась еще в студенческие годы, когда начала интересоваться гендерными вопросами и кино, потому что все его фильмы очень гендерные. Они либо глубоко, через судьбы целых поколений, раскрывают проблемы женщин, либо посвящены темам, о которых публично заявлять не было принято: он, например, одним из первых заговорил о трансгендерах. Но порекомендовать я бы хотела именно «Возвращение» — это история одной семьи и нескольких поколений женщин, в которой глубокая драматичность сюжета сочетается с абсолютной примитивностью и банальностью зла. Это семейная драма о насилии, инцесте и главным образом о том, как женщины пытаются выстоять и постоять за себя, как они борются за жизнь и ищут освобождения, как они помогают друг другу или, наоборот, предают. В фильме есть элементы того, что в латиноамериканской литературе называется «магический реализм», когда грань между фантазией и реальностью стирается, и эта фантазия настолько органично вплетена в сюжет фильма, что, в общем-то, непонятно, что тут выдумка, а что реальность.

«Мандарин», 2015 год

Шон Бэйкер

Это фильм о жизни двух трансгендерных женщин, которые зарабатывают на жизнь проституцией. Интересно, что он полностью снят на пятый айфон как мокьюментари (псевдодокументальный фильм. — Прим. ред.). Зритель видит, как камера ходит за героинями, фиксирует их повседневность, ссоры, разборки с клиентами и любовниками и, конечно, проявления трансфобии, с которыми им постоянно приходится сталкиваться. Этот фильм — возможность взглянуть на жизнь женщин из андеркласса изнутри, попытаться понять их непреодолимую тягу к красивой и счастливой жизни, ощутить отчаяние из-за ее недостижимости. Мне нравится этот фильм своей неоднозначностью: в нем все перемешано, непонятно, кто хороший, кто плохой, на чьей стороне правда, видно только, что гендер и сексуальность устроены очень сложно.

Еще одна важная особенность этого фильма — в главной роли снималась реальная женщина-трансгендер, а не переодетый мужчина, как это часто бывает в подобных сюжетах. Это делает его крутым вдвойне.

«Детки в порядке», 2010 год

Лиза Холоденко

Мне очень нравится этот фильм, потому что он, с одной стороны, достаточно попсовый, рассчитанный на широкую аудиторию, в нем снимаются звезды первого эшелона — Джулианна Мур, Марк Руффало, Миа Васиковска. А с другой — это фильм про очень запутанную, непростую ситуацию. Это история про лесбийскую пару Ник и Джус, которые растят двух детей-подростков, появившихся на свет с помощью искусственного оплодотворения. Однажды дети решают найти своего отца — донора спермы, а затем даже приводят его в семью. С этого момента отношения внутри семьи запутываются окончательно.

На мой взгляд, это фильм о том, как сложно может быть устроена современная семья, насколько разными могут быть пересечения гендера и сексуальности. Это фильм о выборе и самореализации, о том, что проблемы, с которыми сталкиваются гомосексуальные пары, мало чем отличаются от тех, с которыми живут гетеросексуальные супруги. И, в конце концов, о том, что дети могут рождаться и расти в совершенно разных условиях и при этом быть счастливыми. Кроме того, интересно посмотреть, как в Америке вообще устроена вся эта история с донорством спермы. Как у них это уже очень нормально и морально, а для нас пока новый и удивительный мир, о котором, мне кажется, не помешает знать немного больше.