Судя по исследованиям, быть учителем непрестижно не только в России, но и в других странах. Например, в австралийском штате Квинсленд число желающих получить эту профессию за год сократилось на 26%. Аналогичную ситуацию отмечают по всей стране. Портал The Conversation назвал семь причин этого кризиса. «Теории и практики» пересказывают основное.

Устаревшая образовательная программа для учителей

В идеале учитель должен вдохновлять учеников, радоваться их успехам, а важные темы объяснять с юмором, чтобы они лучше запоминались. Но всему этому не учат в педуниверситетах. Австралийский институт педагогики и лидерства в образовании включает в программу подготовки учителей всего 37 необходимых компетенций, и они не имеют никакого отношения к личности. Конечно, в этот список входят важные вещи: учитель должен знать содержание курса, уметь доносить информацию до учеников, объективно оценивать их знания. Но этих навыков недостаточно.

Система стандартизированных тестов

Стандартизированное тестирование (в Австралии это PISA и NAPLAN) становится чем-то вроде национального вида спорта. Значительная часть времени в классах тратится на то, чтобы подготовить к ним учеников. Учителям действительно надо проверять знания учащихся, но всеобщее помешательство на экзаменах становится проблемой. На подготовку уходит много времени, при этом педагог не может посвящать все уроки исключительно тестам, у него есть и другие вопросы по программе. Сочетать все это сложно, и часто это сказывается на качестве преподавания: например, теряется творческий подход к урокам.

Отсутствие самостоятельности

Финская система образования считается одной из лучших в мире. Там у учителей есть свобода выбора, они могут самостоятельно определять, чему и как учить детей. В Австралии же все действия преподавателей находятся под постоянным контролем, а играм и искусству на уроках уделяется гораздо меньше внимания. Учебная программа для каждого класса утверждена еще до того, как учитель впервые увидит своих учеников. Из-за этого преподаватели теряют гибкость и возможность реагировать на образовательные нужды конкретных детей.

Напряженность работы

У учителей с каждым годом становится все больше профессиональных обязанностей. Они находятся в постоянном стрессе из-за необъятности программы и ужесточения требований. Кроме того, часто учитель должен отвечать не только за знания своих учеников, но и, например, за их навыки общения и жизни в обществе; раньше этим занималась исключительно семья.

Негативная репутация в СМИ

Исследователи из Квинсленда пришли к выводу, что за год местные газеты чаще упоминали учителей в негативном ключе. Лишь в одном месяце о преподавателях писали больше хорошего, чем плохого.

Неуважение к профессии

Профессия учителя не пользуется особым уважением в обществе. Как правило, ее считают запасным вариантом и никто не говорит о том, что это может быть призванием и осознанным выбором.

Низкая зарплата

В Австралии зубной врач, который только выпустился из университета, зарабатывает 130 тысяч австралийских долларов в год. А большинство учителей средней школы, которые тоже учились пять лет, начинают с 65,5 тысячи австралийских долларов, а через 5–10 лет их заработок дорастает лишь до 71 тысячи.