Фотограф Вадим Соболев создал несколько пабликов для деятелей культуры, чьи работы ярче всего отражают повседневность, в которой все мы существуем. В итоге получилась площадка, где начинающие (и продолжающие) фотографы, художники, писатели и журналисты могут делиться своими работами, которые некоторым устоявшимся ресурсам могут показаться провокационными. Вадим и его коллега по ассоциации Илья Дик поговорили с T&P о том, как создавать визуальный рассказ о реальности, почему важно находить людей, которые не стремятся к общественному признанию, а также можно ли искать таланты в соцсетях.

Вадим Соболев

фотограф и создатель сообществ АХУФО, АХУХУ, АХУЛИ, АХУЖУ, АХУМУ, ХУБЛО, МУМУ, crop, ХУИЗХУ, МАХУ, воскресенье

В блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» я уже рассказывал о нескольких ассоциациях, которые создал. «Два года назад во время того, как я снимал женщину, просившую милостыню, в кадр ворвалась накрашенная бабуля со словами «Что, интересно? Интересно, да?». Я ее молча сфотографировал. Она, опешив, выпалила: «Придурок!» И удалилась. А дальше слышу — она уже на всю Смоленку вещает: «Смотрите, что фотографирует этот придурок!» Спустя пару минут я запрыгнул в трамвай, встретивший меня приветствием из громкоговорителя: «Улыбнитесь. Вас снимают лучшие фотографы города». И я подумал, что нужно создать ассоциацию худших фотографов. Что пора уже объединить тех, кто никого и никогда не просит улыбнуться. Так и родилась АХУФО».

Все появилось очень спонтанно: меня прострелила худшая идея, и я быстро понял, что она заходит в народ на ура. Я выбрал «ВК» в качестве площадки, поскольку именно здесь достаточно успешно распространял свой собственный фотоконтент. На момент создания первой ассоциации у меня уже было около 10 тысяч друзей, на них я и рассчитывал. К тому же «ВКонтакте» обладает удобным набором инструментов создания мультимедийного контента и нехитрыми способами его распространения. Каждый творец может освоиться здесь достаточно быстро.

Я постил материалы друзей и интернет-знакомых, наращивая предложку. А потом предлагать фотографии стало так много людей, что мне понадобился помощник. Я понимал, что админом может быть только один из худших фотографов, который понимает, в чем суть проекта. Мы же не просто фотографии выкладывали: каждый пост, по крайней мере раньше, был связан с соседними по композиции, цвету или идее. Это был своего рода визуальный рассказ о реальности с безграничным количеством авторов. Есть еще некоторые концептуальные тонкости: я заметил, что тема детей неплохо сочетается с темой алкоголизма — между постами сразу возникает конфликт. А вот между темой мусора и темой власти, наоборот, никакого напряжения, и эта гармония наихудшим образом отражает правду. Но я плохо представлял, как объяснить это потенциальному админу, ведь все это надо чувствовать.

Я попросил о помощи фотографа Илью Наследова, который работал на магнитогорском заводе, и он меня понял без лишних слов, так как тоже пролетарий. С ним мы разогнали АХУФО до 10 тысяч подписчиков. Потом он устроился на две ставки, и ему на замену вызвался фотограф из Томска и инстаграмщик от бога Саша Обычный. Он добавил паблику геометричности и минимализма, но его энтузиазма хватило тоже ненадолго. Сейчас мне помогает его друг Юрий Кухтерен, создатель паблика «Абсолютно русская Норвегия». Чтобы был понятен масштаб трудов: мы опубликовали около 20 тысяч постов и под 100 тысяч фотографий, и еще 10 тысяч томятся в предложке.

«Весь этот худший движ основан на нежелании быть лучшим в чем-то. Члены ассоциации не претендуют на общественное обожание»

Последние три года я разнорабочий в питерском музее современного искусства. Кураторы, хоть и смелые люди, но актуальную политику по ряду причин стараются обходить стороной. Здесь выставляются в основном заслуженные художники, чье наследие в кругах творческой интеллигенции неоспоримо. В начале прошлого века Малевич дал бой визуальному академизму, но зависимость художника от выставочного пространства с тех пор меньше не стала. Я решил подхватить знамя борьбы с музейными ценностями и создал ассоциацию худших художников. Эту идею я вынашивал около полугода. Когда все было готово, мы с художницей Татьяной Юрьевой запустили этот проект, и с тех пор он растет быстрее всех остальных. Я в основном занимаюсь предложкой, Таня ищет творцов, которые еще не вошли в нашу секту и чьи работы нам подходят по духу. Кстати, Таня — моя жена. Главные параметры отбора — самобытность автора и его нелюбовь к общественному мнению, критериям, ярлыкам и оценке.

Третий паблик — АХУЛИ, ассоциация худших литераторов. С самого запуска я понимал, что на такое количество текстов у меня нет ни времени, ни желания. С картинками все проще: увидел — опубликовал, но тексты же надо сначала прочитать. А чтобы заставить прочитать еще кого-нибудь, надо подобрать адекватную иллюстрацию. В какой-то момент на связь вышел Илья Дик — худший писатель из Кемерово. Мы с ним выпили, и он стал главным редактором АХУЛИ. Я понимаю, что читать такое количество букв — большой труд, поэтому Дик имеет возможность размещать рекламу на свой вкус. Сколько он на этом зарабатывает, я не знаю и знать не хочу. Боюсь, что немного, но зато у него полная свобода. Я только изредка размещаю свои тексты, репощу окололитературный контент из других пабликов и поглядываю за отложкой, чтобы не пустовала. Помимо нас с Диком паблик админят иллюстратор Тема Абсалямов из Магнитогорска и писатель Саня Боровлев из Липецка, честь им и хвала.

Вообще, монетизация во всех пабликах нехитрая: мы рекламируем авторские проекты членов ассоциаций. Но бывает, удается подзаработать и самим творцам: например, художник Владимир Карташов продал свою работу за 1000 евро после того, как ее увидела в АХУХУ какая-то актриса. Сейчас мы потихоньку развиваем худший магазин, где размещаем продажные работы ассоциантов и немного мерча.

Сейчас на взлете еще несколько ассоциаций: худших музыкантов, худших журналистов, худших блогеров, худших мультипликаторов и мувимейкеров. Но о них, наверное, стоит поговорить попозже.

Весь этот худший движ основан на нежелании быть лучшим в чем-то. Все члены ассоциации не претендуют на общественное обожание — нам неважно, что вы скажете и какой будет фидбэк. Каждый из нас прыгает выше только своей собственной головы. Чего и вам желаем!

Илья Дик

писатель и администратор ассоциации худших литераторов

Я администрирую АХУЛИ около года: за это время я понял, что можно делать что-то большее, чем просто публиковать тексты из предложки. Я стал приглашать публиковаться уже состоявшихся авторов, брать интервью у тех, кто уже с нами (например, вот или вот), сделал совместный конкурс с Alterlit.ru (было довольно весело), а сейчас вводим услуги редактуры текста или размещения своей книги у нас в товарах. Хочется создать для начинающих авторов (а к нам по большей части приходят с нуля) экосистему, где можно сразу и опубликоваться, и текст отредактировать, и в тот же АХУХУ рядышком заглянуть. А там вон сколько художников — обязательно кто-нибудь согласится вместе поработать, и макет сделать потом, и сразу на продажу выставить. Это, собственно, то, чего я сам страстно хотел, когда только начинал писать. А теперь это можно дать другим. Для меня это большая радость: русские наши люди, как ни крути, страшно пишущая нация, поэтому паблик растет сам по себе и за всем происходящим очень интересно наблюдать. Что я сам делаю и вам не смею запретить.