Каждую неделю Анастасия Аликимович отбирает короткие рассказы для своей рассылки, которую она делает для тех, кому, как и ей, не хватает мотивации читать регулярно. Зачем нужен проект о чтении, когда поводов для прокрастинации и так хватает, полезно ли тестировать идеи в фейсбуке и как узнавать новое о литературных привычках аудитории — в очередном выпуске рубрики «Посты и каналы».

Анастасия Аликимович

создательница литературного проекта «Шуфлядка»

Идея проекта появилась спонтанно, но, как бывает в таких случаях, все предыдущие знания и наблюдения сыграли свою роль. Почему рассылка, да еще и с короткими рассказами, когда кругом столько текстов и поводов для прокрастинации в свободном доступе? Хотелось простого ответа на вопрос «Что почитать?», чтобы не нужно было выбирать из десятка произведений, когда время на чтение и так ограниченно. Хотелось сделать проект, который захочется читать самому.

Я отправилась прямиком в фейсбук проводить эксперимент и тестировать идею (хотя, сказать по правде, хотелось сразу же сделать сайт и запустить в тот же день). Пост с предложением принять участие в тестировании литературной гипотезы вызвал на удивление сильный отклик, и вместо нужных 20 человек за 15 минут у меня уже было 40 желающих. Так все и началось.

Ответы и реакции участников тестовой рассылки помогли доработать концепцию, показали, что можно улучшить, и в итоге появилась «Шуфлядка». Благодаря тестированию открылись любопытные факты: например, что многие читают рассказы в офисе в обеденный перерыв (а не болтают с коллегами). Тестовый этап помог выявить основные потребности читателей и модель потребления контента. Потому я всегда радуюсь, когда приходят комментарии и советы: это дополнительная возможность улучшить проект. Вообще, я открыта к диалогу, мне можно написать в фейсбуке или на почту, обсудить рассылку, финал чемпионата мира по футболу (на самом деле нет) или просто предложить рассмотреть нового автора.

«Объем должен быть до 6–7 тысяч знаков, поскольку именно столько может освоить за 10–20 минут человек со средней скоростью чтения»

Несмотря на то что я работаю в издательстве, времени на чтение художественной литературы у меня почти нет, а «Шуфлядка» мотивирует как раз регулярно читать и выбирать лучшие рассказы для подписчиков. «Шуфлядку» можно ласково назвать «проектом выходного дня», потому что занимаюсь этим в свободное от работы время. В течение недели я читаю рассказы и отмечаю те, которые пойдут в ближайшую рассылку, а на выходных оформляю их в письма и готовлю к отправке. К рассказам есть несколько требований: во-первых, их объем должен быть до 6–7 тысяч знаков, поскольку именно столько может освоить за 10–20 минут человек со средней скоростью чтения; во-вторых, я выбираю те рассказы, которые нравятся лично мне, и понимаю, что не все может нравиться подписчикам.

Моя команда — это чашка кофе и 2–3 часа времени в неделю, не считая времени на чтение рассказов. На подготовку одного письма сейчас у меня уходит порядка 30 минут, еще какое-то время — на тестирование и исправление ошибок. Если суммировать все время, потраченное на тестирование идеи, подготовку сайта и автоматизированной рассылки, то получится около двух дней работы. Звучит быстро и просто, но это не совсем так.

Глядя на то, как ежедневно увеличивается база подписчиков и близится завершение бесплатного сервиса рассылки, я понимаю, что скоро придется искать способы монетизации. Кажется, сейчас читатели не готовы платить за регулярную подписку, потому я планирую протестировать формат донейшнз, а в дальнейшем хотелось бы попробовать привлечь партнеров.