Каждую неделю номинанты премии «Просветитель» 2018 года советуют для «Библиотеки T&P» источники знаний по своей теме. В новом выпуске — список рекомендаций от авторов книги «Музей 90-х. Территория свободы», которая стала продолжением интерактивного проекта Фонда Егора Гайдара, где были собраны воспоминания, разговоры о явлениях и событиях того времени, документы и артефакты эпохи. Составители сборника рассказали, какие исследования их вдохновляли и можно ли сохранить объективность, когда описываешь период истории, в который жил сам. «Теории и практики» публикуют их подборку с короткими отзывами на каждую работу.

Катерина Беленкина

креативный директор Фонда Егора Гайдара

Илья Венявкин

директор образовательных программ InLiberty, историк советской культуры

Анна Немзер

журналист, писатель

Татьяна Трофимова

главный редактор сайта Фонда Егора Гайдара, преподаватель совместного бакалавриата ВШЭ–РЭШ

Егор Гайдар. «Дни поражений и побед»

Автобиографическая книга Егора Гайдара, в которой он рассказывает, при каких обстоятельствах ему довелось возглавить первое правительство независимого российского государства. В книге сочетаются блестящий русский язык, захватывающее описание одного из самых ярких периодов российской истории, искренность интонации — и при этом временная и эмоциональная дистанция между автором и описываемыми событиями. Самокритичность Гайдара — уникальная черта для российского политика, а эта книга, пожалуй, лучший пример описания событий от человека, находящегося не просто внутри них, а спровоцировавшего многие из них.

Дэвид Ремник. «Могила Ленина. Последние дни советской империи»

Что можно ожидать от текста, написанного корреспондентом «Вашингтон Пост» и главным редактором «Нью-Йоркера»? Это увлекательно, остро, иронично. С первых же страниц работает эффект присутствия, текст оказывается посильнее любых аудио- и видеосвидетельств того времени. Конечно, большую роль играет отношение автора к происходящему: это не просто описание событий, которые он видел своими глазами, но и стремление передать эпохальность происходящего и эйфорию быть внутри этих грандиозных перемен.

«Дневник культурной девушки»

Дневник, описывающий события и переживания 80-х и первой половины 90-х годов. Автор дневника Валентина Неклюдова, преодолевая смущение (о котором она трогательно напишет в предисловии к книге), решается на его издание уже в 2000-е. Подписав его псевдонимом Татьяна Юрьева, она как бы объективирует свой личный опыт и выносит его на суд читателей как свидетельство эпохи. «Искренне полагая, что ЖЕНСКИЙ УМ ЛУЧШЕ ВСЯКИХ ДУМ и соглашаясь с тем, что ПОКА БАБА С ПЕЧИ ЛЕТИТ, СЕМЬДЕСЯТ СЕМЬ ДУМ ПЕРЕДУМАЕТ, я не посыпаю голову пеплом, не раздираю одежды, а вопреки элементарной логике и железному детерминизму, спасаясь от едкого стыда, бубню себе под нос: ТЕПЕРЬ, БРАТ, Я НЕ ТОТ… ТЕПЕРЬ, БРАТ, ВСЕ НЕ ТАК. И под привычное российское заклинание: ЭХ, БРАТЦЫ! СЛАВНОЕ ТОГДА ЖИТЬЕ-ТО БЫЛО! — выпускаю свои записи в свет, прекрасно понимая, что без внимательного и заинтересованного читателя все написанное и сохраненное не будет стоить и ломаного гроша».

Алексей Юрчак. «Это было навсегда, пока не кончилось»

Эта книга была, по сути, написана дважды: сначала на английском языке, а затем на русском. Во многом этим объясняется дистанция, которую устанавливает между своим опытом и объектом исследования профессор Калифорнийского университета в Беркли Алексей Юрчак. Книга начинается с известных слов музыканта Андрея Макаревича «Никому не приходило в голову, что в этой стране вообще что-то может измениться. Об этом ни взрослые, ни дети не думали. Была абсолютная уверенность, что так мы будем жить вечно», которые довольно хорошо выражают ощущения многих советских людей. Но далее Алексей Юрчак с антропологическим профессионализмом ставит под сомнение устоявшиеся постулаты, разбирает понятийные конструкты и довольно смело препарирует все то, что традиционно в нашей стране вызывает больше эмоций, нежели рациональности, чтобы в итоге объяснить, почему СССР рухнул так внезапно и почему никто этого не ожидал.

Сергей Плохий. «Последняя империя. Падение Советского Союза»

Гарвардский историк Сергей Плохий на основе неизвестных до этого американских архивных источников и многочисленных интервью показывает, что Советский Союз распался из-за того, что партийные лидеры 1980-х не смогли договориться о том, как разрешить многочисленные национальные конфликты и справиться с имперским наследием. Картина, нарисованная Плохием, противоречит многим стереотипам: администрация Джорджа Буша — старшего до последнего стремится не допустить распад СССР, но не в состоянии уравновесить личные амбиции лидеров союзных республик. Сами эти лидеры спешат заполучить власть, плохо представляют себе, как устроена экономика, и часто ошибаются. Последствия этих ошибок мы чувствуем до сих пор.

Светлана Алексиевич. Весь корпус текстов

Далеко не все книги Светланы Алексиевич посвящены именно 90-м, она оказалась для нас источником в несколько другом смысле и ракурсе. Алексиевич — один из главных авторов XX века, который предоставляет своим героям право голоса безоговорочно, как будто убирая свои собственные позицию, мнение, эмоции. Это, конечно, иллюзия — и на самом деле Алексиевич пишет художественные произведения. Но способность увидеть в каждом человеке героя своего времени — и, с другой стороны, способность увидеть само время, каждый отрезок XX века как героя, как персонаж — это тот уникальный ее прием, который очень во многом стал для нас методологической траекторией. Разговаривая с интервьюируемыми или изучая, скажем, архив журнала Cosmopolitan, мы так или иначе думали об эффекте многоголосицы десятилетия и об авторской — пусть и иллюзорной, но декларируемой — дистанции от героев. И в этом смысле именно Алексиевич — писатель, но не исследователь — оказывает огромную методологическую услугу любому исследователю, популяризатору, эссеисту, историку, да и вообще человеку, неравнодушному к репрезентации истории.