Несмотря на бум популяризации науки, попытки рассказать простым языком о достижениях ученых нередко заканчиваются крахом. Подмена понятий, ложное цитирование и громоздкие, бесчеловечные формулировки — наиболее распространенные проблемы научпопа. Можно читать статьи в оригинале, но неподготовленному читателю чаще всего непросто разобраться в них даже при большом желании. Научный сотрудник Мичиганского университета и доктор медицины Мэри К. Вэнс уверяет, что это не так сложно, как кажется. T&P собрали ее советы и рекомендации других ученых.

Разберитесь в структуре текста

Все исследования пишутся в соответствии со строгими правилами академического письма. Достаточно внимательно изучить пару примеров, чтобы понять, что за чем идет. Подавляющее большинство научных статей состоят из следующих частей:

Аннотация. Краткое описание исследования, которое обычно состоит из четырех частей: актуальность, методы, результаты и выводы. Это выжимка из всех следующих разделов статьи. Из аннотации не всегда все понятно, но она указывает, на что обратить внимание в полном тексте.

Введение. Здесь объясняется, почему исследовательский вопрос важен и его нужно было изучить. Обычно во введении автор двигается от общего к частному — от актуальности проблемы до потребности изучить конкретный объект или явление в определенных условиях.

Методология. В этой части подробно рассказывается, как проводилась исследовательская работа: как проходил эксперимент, собирали и анализировали данные.

Результаты. Что удалось сделать, каковы главные выводы. Также здесь чаще всего можно найти таблицы и графики.

Интерпретация. Это обобщение результатов и мнение автора о проделанной работе. Здесь можно узнать о сильных и слабых сторонах работы, о возможных ограничениях и о том, чего бы еще хотел достичь исследователь при изучении темы в дальнейшем.

Использованные источники. Особенность такой структуры в том, что многие вещи автор повторяет по несколько раз. Обычно для того, чтобы читателю было понятнее, — однако иногда выходит наоборот: мы путаемся и тратим слишком много времени на прочтение. Из этого вытекает второй совет.

Не читайте каждое слово

«Ваша цель — выудить нужную информацию и на этом закончить чтение. А не впитывать каждое слово: это огромная трата времени, не говоря о том, что это невероятно скучно (не могу отрицать этот факт, хотя сама написала несколько таких статей)».

В первую очередь стоит обратиться к аннотации: если в ней найдется все необходимое, в целом можно считать, что цель достигнута (именно для того аннотации и нужны). Если же требуется более подробная информация, можно обратиться к результатам и интерпретации или изучить самые показательные цифры в таблицах и графиках. Методологию лучше вообще оставить в стороне до тех пор, пока не понадобятся технические детали.

Обратите внимание на графики и таблицы

Как бы ни был велик соблазн пропустить их, стоит попытаться разобраться. Один хороший график может сэкономить несколько часов разбора текста. Если какие-то графические материалы никак не поддаются, про эту часть исследования лучше почитать в тексте.

Читайте больше: навык приходит с опытом

Многие исследователи придерживаются тех же простых правил, о которых пишет Вэнс. Два года назад журнал Science опросил 12 ученых и преподавателей, чтобы узнать, что они делают, когда им сложно справиться с научным текстом. Все опрошенные сошлись на том, что провала бояться не стоит: такое происходит даже с опытными учеными. Некоторые из их советов могут удачно дополнить краткое руководство Мэри Вэнс для тех, кто устал сидеть над сотней открытых вкладок и распечатанных статей.

Если суть важной статьи упрямо продолжает ускользать, стоит попробовать сделать о ней презентацию, советует Лина Колуччи, профессор Гарварда и MIT. Можно попробовать объяснить материал друзьям и ответить на их вопросы.

По словам Кевина Бенке из Мичиганского университета, не стоит пренебрегать «Википедией» и другими источниками «попроще»: они могут искажать информацию, но помогут нащупать твердое дно среди сотни терминов. Если ничего не помогает, профессор рекомендует писать авторам статей напрямую — велика вероятность, что они ответят.

Геофизик и редактор Science Марша Макнатт рекомендует без страха обращаться к более опытным ученым. И отмечает, что сама любит читать тексты онлайн, чтобы при необходимости сразу узнавать значение непонятных слов.

Иногда в статье так много специфической лексики и аббревиатур, что они скрывают за собой саму идею исследования. В таких случаях полезно задать вопрос «А на какой вопрос вообще хотели ответить авторы?» — советует Джереми Борнигер из Университета штата Огайо. Также он рекомендует примерить использованные авторами методы к своему исследованию и попытаться понять, почему была избрана именно такая методология.

Порой нужно сделать усилие и дочитать статью до конца, чтобы она стала понятнее. С некоторыми исследованиями это работает только после нескольких прочтений, отмечает Лаклан Грей, исследователь из Института Бернет и Университета Монаш. Он советует выделять самые важные куски текста на распечатках и время от времени возвращаться к ним, чтобы сэкономить время на вспоминание.

Многие ученые, с которыми поговорил Science, отмечают: некоторые научные тексты настолько плохо написаны, что, возможно, вообще не стоит пытаться в них разбираться, — лучше поискать что-то другое по теме. Тем не менее главный совет — сохранять упорство, тренироваться и помнить, что вы не одни.