Работа преподавателя требует больших знаний и еще больших усилий — не только на чтение лекций, но и на заполнение бумаг, научное руководство и выстраивание отношений со студентами. И все это не гарантирует баснословных зарплат. T&P решили проверить расхожие мифы и поговорили с молодыми преподавателями о том, почему они пошли в профессию, как совмещать работу в университете с практической деятельностью и хорошо ли они зарабатывают.

В преподаватели зовут сразу после аспирантуры

Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

Когда я окончила магистратуру на факультете культурологии в ВШЭ, была уверена, что буду работать в СМИ, писать о культуре. Но издания, в которые я приходила, стремительно закрывались, и я решила уйти из журналистики. Тогда одна из моих однокурсниц предложила пойти работать в Школу дизайна НИУ ВШЭ. Почему-то я согласилась, хотя до этого у меня была абсолютно провальная преподавательская практика в университете. На занятиях меня охватывал ужас, и я даже написала пост в фейсбуке, что никогда не буду преподавать.

Николай Улинич

МАРХИ

Свою преподавательскую карьеру я начал в архитектурной детской школе искусств «Старт». Там я работаю седьмой год и планирую оставаться. А в МАРХИ стал вести пары три года назад, когда поступил в аспирантуру: позвали преподаватели, у которых я заканчивал специалитет. В МАРХИ я преподаю архитектурное проектирование — ведущий предмет, где студенты учатся создавать здания. Я контролирую, как идет работа, даю консультации. В школе я тоже преподаю проектирование, только архитектурно-художественное. На семинарах дети слушают об истории архитектуры и развивают композиционное и колористическое мышление.

Николай Чикишев

МГУ, факультет журналистики

Первый раз вести пары я попробовал на старших курсах специалитета: моя научница приглашала своих студентов провести единичные лекции о Франции (это был ее профиль). Потом я поступил в аспирантуру, чтобы остаться на факультете и стать преподавателем. Там прошел обязательную педпрактику и под конец уже читал не отдельные лекции, а вел курсы по истории журналистики и медиасистемам. После окончания аспирантуры мне удалось попасть в штат.

Станислав Юдин

МИРЭА, кафедра истории России и права

Раньше я работал в музее, мне это не нравилось: было скучно. В это время я случайно встретил своего бывшего репетитора по истории, мы разговорились, и вскоре он позвал меня в МИРЭА. Уже четвертый год я читаю курс по отечественной истории — обязательный предмет для первого курса.

Преподаватель должен разбираться в педагогике

Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

В аспирантуре ГИТИСа у нас была педагогика — один из самых бессмысленных предметов за время обучения. То, что нам рассказывали, ни на процент не совпало с реальностью.

Николай Чикишев

МГУ, факультет журналистики

На курсе педагогики высшей школы, который был в моей аспирантуре, все спали. Педагогическое образование — это не главное. Либо ты профессионал и знаешь свой предмет, либо нет — студенты, какими бы раздолбаями они ни были, это очень хорошо чувствуют. Если ты даешь знания, тебя будут уважать.

Станислав Юдин

МИРЭА, кафедра истории России и права

У меня есть диплом преподавателя истории, но нет профильного образования. А из курса в аспирантуре я вынес только то, что на занятия нужно приходить в костюме нейтрального цвета (лучше всего в черном), потому что яркая одежда может вызвать приступ эпилепсии. Я чувствую, что отсутствие педагогического образования — это пробел, так что читал материалы по теме просто для себя.

Преподаватели — сплошные отличники

Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

Никогда не была круглой отличницей или старостой и вообще не очень люблю отличников. Мне всегда казалось, что люди, которые ставят себе задачу учиться на одни пятерки, не так интересны, как те, кто выбирает свою область и добивается успехов в ней. Умение забить на ненужный предмет, потому что у тебя есть свои интересы, — важное качество.

Станислав Юдин

МИРЭА, кафедра истории России и права

Среди моих ровесников и однокурсников, которые стали преподавать, никто не был круглым отличником. Я вообще в школе на тройки учился.

Преподаватели всегда мечтали вести пары

Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

Раньше мне казалось, что карьера преподавателя — это что-то заоблачно крутое и недоступное молодым специалистам. Думала, что если и буду преподавать, то только под старость, и не строила планов на этот счет.

Николай Чикишев

МГУ, факультет журналистики

Я всю жизнь хотел преподавать. Моя мама — учитель. Я любил ее рассказы о том, как все устроено в школе, а в старших классах иногда вел уроки. Позже я недолго работал со старшеклассниками в частной школе — там мне не слишком понравилось, так что я решил преподавать в вузе.

Братство «Альфа-Тау» Университета Северной Каро...

Братство «Альфа-Тау» Университета Северной Каролины. Чапел-Хилл, США. 1927 год

О студентах

Молодому преподавателю сложно завоевать авторитет среди ровесников

Станислав Юдин

МИРЭА, кафедра истории России и права

Маленькая разница в возрасте со студентами скорее помогает: «Преподаватель — молодой парень! О, давайте послушаем, что сейчас будет!» Немного опыта и уверенности, и ты уже знаешь, кто здесь главный. Хотя всегда есть очень недисциплинированные люди, и им все равно, молодой ты или старый. А в целом нужно решить, что ты делаешь на занятиях: преподаешь или наводишь дисциплину. Одно с другим не очень сочетается.

Преподаватель всегда умнее студента

Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

Я очень многое узнаю от студентов — некоторые из них хотят и готовы общаться во внеаудиторное время. Они скидывают ссылки на фильмы, литературу, которую они нашли, рассказывают о мероприятиях, о которых я не знала. Однажды я дала интервью студентке, и она из него сделала мультфильм, который скоро будет участвовать в фестивале. Многие студенты становятся моими друзьями, открывают мне целые миры и новые способы мыслить. Бессмысленно находиться в университете, если у тебя нет никакого обмена со студентами: в этом ценность преподавания.

Николай Улинич

МАРХИ

На семинарах ты учишься вместе со студентами — просто у тебя больше опыта, которым можно поделиться. А поскольку студенты моложе, у них более подвижный ум, они в теме и фильтруют информацию по-своему — они рассказывают о свежих тенденциях, о которых ты бы не узнал, потому что это не нужно в работе.

Николай Чикишев

МГУ, факультет журналистики

Ты пытаешься научить студентов азам профессии, они тебя — как быть классным преподавателем. Единственное, чему студенты не могут научить преподавателя, так это чувству юмора. Если его нет, общаться будет тяжело.

Преподаватели не любят студентов, которые задают много вопросов

Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

Когда я начала работать в вузе, для меня стало открытием, что преподаватели — это живые люди, к ним можно подходить, общаться, задавать глупые вопросы на лекции. Даже в этом случае преподаватель будет скорее признателен: нет ничего страшнее равнодушия студента. Благодаря таким разговорам обучение становится более эффективным.

Станислав Юдин

МИРЭА, кафедра истории России и права

С одной стороны, приятно, что студенты интересуются предметом. Когда они подходят после занятий и задают вопросы — это классно. С другой стороны, иногда чувствуется некоторая фальшь — когда человек явно задает вопрос, чтобы его запомнили. Иногда вопросы сбивают с мысли (особенно если их долго задают) и отнимают время, необходимое для подачи всего материала.

Студентов тяжело отвлечь от телефонов

Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

Да, очень сложно. Я прошу студентов не пользоваться телефонами и на первой же лекции говорю, что заниматься своими делами они могут за пределами аудитории. Хотя я уверена, что, если человеку по-настоящему интересно, он отложит телефон и будет слушать.

Николай Чикишев

МГУ, факультет журналистики

Студентов можно разделить на несколько категорий: одни пытаются чему-то научиться и довольно внимательно слушают преподавателя, другие хотят сидеть в телефонах, а третьи просто не приходит на занятия. И тебе нужно соблюсти баланс, сделав так, чтобы тебя было интересно слушать, но при этом оставлять какую-то свободу действий студентам. Некоторые из них пришли на занятия просто поспать, и ты ничего не сможешь с этим сделать. А на гаджеты я стараюсь не обращать внимания.

Университет Южного Уэльса. Кардифф, Великобрита...

Университет Южного Уэльса. Кардифф, Великобритания. 1904 год

Преподаватель ходит в вуз только на пары

Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

В случае с полной ставкой преподаватель работает по восемь часов пять дней в неделю. И от тебя требуют не только преподавать, но и работать над исследованиями, заниматься внеучебной деятельностью. Например, сейчас я организовываю открытые лекции, а до этого занималась составлением каталога дизайнеров. Все время есть что-то, кроме занятий.

Преподаватели редко совмещают практику и лекции

Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

Когда начинаешь преподавать, на тебя обрушивается такой объем работы и обязанностей, что становится сложно все успевать. Но это только на старте. На самом деле можно и даже нужно совмещать практическую работу и преподавание. Это необходимо, чтобы твои лекции были актуальными, а ты чувствовал себя живым. Хотя я уже давно не постоянно пишущий журналист, работающий постоянно, иногда у меня возникает потребность подготовить статью и поработать где-то за пределами университета.

Николай Улинич

МАРХИ

В архитектуре преподавание и практика неотделимы: ты не можешь вести занятия, не попробовав то, к чему готовишь студента. В университете минимальный процент преподавателей, которые ушли от практики, единицы тех, кто никогда ею не занимался. Я, например, кроме преподавания, работаю в архитектурном бюро.

Мало у кого из преподавателей работа в вузе — это основное занятие. Самые известные отечественные архитекторы Юрий Григорян, Владимир Плоткин, Наринэ Тютчева тоже ведут пары в МАРХИ. Кроме того, чтобы не стухнуть, нужно развиваться, а постоянно находясь в стенах института, это становится невозможным.

Николай Чикишев

МГУ, факультет журналистики

На старших курсах и в аспирантуре я совмещал работу в медиа с занятиями, и чем дольше это длилось, тем острее я понимал, что журналистское стремление быть в центре событий важно для меня меньше, чем преподавание. И я сделал выбор: ушел с работы, чтобы стать преподавателем и ученым, получать знания и делиться результатами своих исследований со студентами.

В университете много бюрократии

Станислав Юдин

МИРЭА, кафедра истории России и права

Бумажек хватает, и их всегда нужно заполнять срочно. Ничего в этих формах не понимаю! Но самая страшная вещь — это аккредитация вуза, у нас она проходила два года назад, и правила заполнения документов постоянно менялись. Под конец мы всей кафедрой несколько вечеров заполняли документы.

На университетскую зарплату прожить невозможно

Анна Краснослободцева

факультет медиа, коммуникаций и дизайна НИУ ВШЭ

Наверное, в большинстве вузов зарплаты невысокие. В Вышке ситуация чуть более радостная, но миллионы тоже не платят.

Николай Чикишев

МГУ, факультет журналистики

Когда ты молодой преподаватель без большого авторитета и опыта, тебя берут на минимальные ставки — это не зависит от вуза. Без дополнительных подработок на такую зарплату прожить невозможно.

Станислав Юдин

МИРЭА, кафедра истории России и права

Ситуация с зарплатами очень различается от места к месту. В Москве преподавателям платят неплохо — проблемы есть в провинции. У меня довольно хорошая зарплата и нет больших потребностей, так что на жизнь отлично хватает.