После переезда в США бывший главред W-O-S Даша Борисенко-Орловски завела Telegram-канал, чтобы запоминать малоизвестные стороны американской культуры и повседневности. Специально для рубрики «Посты и каналы» она объяснила, почему мало говорит об американской политике, что местные думают о сериале «Санта-Барбара» и кто такие «одноэтажные ведьмы».

Даша Борисенко-Орловски

создательница Telegram-канала Wild Wild Country (@turtleisland)

Я переехала в Питтсбург в прошлом году, когда почти ничего не знала об Америке, но уже любила ее всей душой. Это странное чувство: мы видим американскую историю и повседневность в тысячах фильмов, а когда эта жизнь проявляется в реальности, все кажется сном. Почему розетки похожи на свиные пятачки и в некоторых есть третья дырка, а в других нет? Почему окна открываются вертикально, а в унитазе столько воды? Почему молоко в кофе с собой надо наливать самому и при этом оставлять доллар на чай? Все началось с маленьких вопросов, а за ними последовали глобальные — о расизме и индейских резервациях, религиозных фанатиках и привычке носить в кармане револьвер. За первый год в Америке я проехала больше 20 штатов, сносно выучила местную географию и обычаи, узнала кучу разрозненных фактов об истории и политике. Полгода назад я решила поделиться этими знаниями с друзьями.

Я зарабатываю на жизнь тем, что пишу и редактирую тексты, для больших и маленьких аудиторий. При этом публичность всегда казалась мне скорее недостатком работы в медиа, чем бонусом. Я готова под землю провалиться, когда в Москве или Петербурге меня кто-то узнает на улице, и мечтаю жить как писатель из романов Стивена Кинга — на глухой окраине индейского кладбища в штате Мэн. Во многом из-за этого я приехала жить не на Манхэттен, а в одноэтажную Америку в Аппалачах (я слегка романтизирую, на самом деле Питтсбург — довольно большой город, но уж точно не мегаполис). Так что Wild Wild Country я делаю не как ловушку для читателей, а как маленький блог, который не мозолит глаза моим подписчикам в фейсбуке. Это открытый дневник, где я собираю свои заметки и мысли об американской жизни. Думаю, именно поэтому читатели тепло на него реагируют: я не вещаю с позиции всезнайки, шучу над собой и всякими местными нелепостями. А их много — Штаты действительно очень дикая страна.

В канале я как бы обращаюсь к себе в прошлом. Пару лет назад я была бы счастлива, если бы кто-то рассказывал мне о далекой и загадочной Америке без пропаганды и стереотипов. Не думаю, что могу дать рецепт популярного поста, тем более что канал у меня совсем камерный. Но людям точно нравится узнавать что-то контринтуитивное. Например, что курицу на завтрак тут едят с бельгийскими вафлями, «American Pie» — не песенка Мадонны, а эпический гимн целого поколения, или что моим ровесникам в Штатах ни о чем не говорит имя СиСи Кэпвелл. Мой муж даже сначала не поверил, что про его родную унылую Санта-Барбару кто-то снял сериал.

Wild Wild Country — уголок свободы, где я не слишком выбираю слова, так что часто пишу о том, что отражает мои личные интересы. Например, о религии и магии в американской жизни. Кажется, #одноэтажныеведьмы — чуть ли не самый частый хэштег. Я редко реагирую на большие инфоповоды и стараюсь поменьше говорить о политической повестке: таких новостей об Америке в русском медиаполе и без меня хватает.

Я стремлюсь делать посты несколько раз в неделю или даже раз в день, но это зависит от загрузки. Так что не корю себя, если долго ничего не публикую. Иногда откладываю посты из-за разницы во времени, чтобы они не пришли москвичам в три часа ночи и не утонули в ленте к утру. Но чаще пишу в канал прямо на ходу. Очень приятно, когда не нужно рожать текст в муках.

В описании канала есть ссылка на мой профиль в Telegram, поэтому даже незнакомые читатели могут отправить мне сообщение. Мне приятно, что канал интересен не только тем, кто живет в России и Европе, но и моим друзьям в Америке. Кто-то из них говорит, что по-новому взглянул на вещи, которые давно перестал замечать. Читатели из России обычно задают уточняющие вопросы по истории и просят рассказать больше о тех вещах, которые искажаются в российском медиапространстве, например о том, как сегодня обстоят дела с расизмом. А когда я пожаловалась на нехватку гречки в питтсбургских магазинах, мне прислали целую кучу. До сих пор только ее и ем.

Это точно не бизнес-проект. Мне нравится не думать о продвижении «личного бренда», рекламе и наращивании аудитории. Только так можно оставаться совсем искренней, да и заработать на этом не получится. Для денег стоило бы заводить канал про самообразование или секс-игрушки, а не про перекати-поле, летящие в ночь, пока Сатана бренчит среди прерии на банджо.