Хендрик Майер — промоутер, тусовщик и ночной мэр немецкого города Мангейма: выполняет функции посредника между городской администрацией, владельцами клубов, почтенными гражданами и любителями рейвов. В интервью T&P он рассказал, что делать (и чего не делать), чтобы консервативные горожане перестали видеть в тусовщиках «поганую молодежь», как цивилизовать подпольные вечеринки и о чем говорить с чиновниками.

II Российско-германский форум креативных индустрий Art-Werk

Хендрик Майер
Клубный промоутер, ночной мэр города Мангейма
— Как получилось, что вы стали ночным мэром?
— До этого я четыре года проработал клубным промоутером в родном Нюрнберге, постоянно убеждая городское правительство выделять больше денег на проекты, связанные с ночной жизнью. В Германии субсидии из части городского бюджета, рассчитанного на развитие культуры, могут получать клубы и бары — это фиксированная сумма, которую выдают каждый год. Примерно 80% бюджета идет на то, что принято называть «высокой культурой». Остальные 20% могут достаться претендентам из мира ночной жизни. Это небольшая сумма, на нее рассчитывают много проектов — в общем, настоящая борьба. Переехав в Мангейм, я увидел, что здесь в отношениях с администрацией все те же проблемы, что и в Нюрнберге.
Когда открылась вакансия ночного мэра, я писал магистерскую диссертацию по экономике ночной жизни в немецком районе Рейн-Неккар и накопил достаточно опыта в организации вечеринок и общении с городской администрацией. Все сошлось. Сначала мою кандидатуру рассмотрели на городском совете, куда входили и чиновники, и тусовщики, и владельцы клубов, а потом было публичное онлайн-голосование. Список задач ночного мэра довольно большой, но лично я выступал с программой, где обещал сделать упор на развитие клубов с живой музыкой. Надеюсь, за время двухгодичного срока получится помочь открыть пару заведений с качественной аудиосистемой, хорошим баром и т. д.
— Почему именно Мангейму понадобился ночной мэр?
— Мангейм ничем не уникален. На мой взгляд, любому городу необходим посредник между администрацией и людьми, которые занимаются ночной жизнью.

Das Zimmer. Фотография: Louis Bort / Zimmer / visit-mannheim.de
— Чьи интересы вы представляете — тусовщиков, владельцев баров или администрации?
— Владельцам клубов и баров всегда приходится иметь дело с горожанами, которые не очень счастливы наблюдать толпы пьяной молодежи у себя на улице и не хотят мириться с шумом. В общем, я тот человек, который хочет, чтобы бары закрывались как можно позже, но пытаюсь устроить это так, чтобы все были довольны. Я также стремлюсь работать с клубами и барами, которым удалось получить субсидию от администрации. Подразумевается, что после этого власти могут контролировать их в большей степени, чем другие заведения, — очень важно этого не допускать.
Решая какую-то проблему, я, как правило, встречаюсь с владельцами заведений, муниципальными политиками, и мы вместе предлагаем городской администрации конкретные решения. Например, на одной из улиц были явные проблемы с недостатком уличных туалетов — поставить их самостоятельно у владельцев местных заведений просто не хватило бы денег, так что пришлось делать запрос в администрацию. Еще немцы очень любят пить на улице, потому что так выходит дешевле, чем в баре, и оставляют кучу разбитого стекла на асфальте. Мы решили разобраться с этой проблемой, поставив специальные баки, которые не только решат проблему мусора, но и помогут бездомным немного подзаработать: они смогут забирать бутылки из ящиков и сдавать их на переработку.
— Чистые улицы — это хорошо. Но многие считают, что сами вечеринки являются угрозой моральному облику города.
— Некоторые думают, что если одеться в яркие костюмы и пройти по центральной улице, то консервативные горожане немедленно захотят присоединиться к этому празднику жизни. На самом деле нет. Они почувствуют себя еще более отчужденно. Имея дело с людьми, которым не нравится ночная жизнь в любом виде, важно поговорить с ними и разобраться, почему так сложилось. У них нет денег? Они депрессивны и подавленны? Они чувствуют себя исключенными? Недостаточно веселыми и творческими?
На мой взгляд, задача города — сделать систему ночных и вечерних развлечений максимально инклюзивной и разнообразной. Чтобы на одной и той же улице могли сосуществовать заведения для людей из разных поколений, с разными интересами и др.
Консерваторы тоже любят посидеть в барах! На своей должности я вроде бы должен заниматься ночной жизнью, но неизбежно прихожу к проблеме организации дневного досуга. Стараюсь убедить администрацию стимулировать появление кафе и ресторанов на улицах, где по ночам тусуются молодые люди, чтобы сделать эти места комфортными и привлекательными для всех.
Возможно, это лучшая стратегия для борьбы с предубеждениями и страхами.
— Вероятно, это сработает для баров. Но что делать с рейвами и подпольными вечеринками? Как адаптировать их к городской жизни?
— Во многих городах есть места, которые никак не используются и находятся в отдалении от жилых домов, — это идеальные локации для больших ночных вечеринок, где, как правило, проводят и нелегальные рейвы. Я всегда любил такие события, но сейчас испытываю на этот счет противоречивые чувства. Каждые два месяца я встречаюсь с полицией, чтобы сдать отчет, и меня спрашивают, не планируется ли что-то подпольное. Конечно, я не могу врать и рассказываю то, что знаю. Например, что есть вот такой нелегальный клуб, но я с ним работаю и в
Для таких событий удобно пользоваться однодневными лицензиями для вечеринок, которые в Германии может получать раз в месяц практически кто угодно. Заявку можно заполнить онлайн, а формальные требования не такие строгие. Однодневная лицензия подойдет даже тем, кто хочет громко отпраздновать свой день рождения. Правда, иногда приходится напоминать полиции, что это действительно легальные разрешения и не нужно никого разгонять.
Что касается внутренней организации рейвов, я не вижу здесь пространства для больших реформ. Мне бы не хотелось видеть на вечеринке людей в форме, которые будут следить, чтобы все безопасно принимали наркотики (например, в Голландии на рейвах иногда присутствуют волонтеры. — T&P). Все, что организаторам нужно от властей, — это доступ к чистой воде (к счастью, в Германии качество водопроводной воды отличное, так что можно не покупать бутылки за большие деньги), отсутствие полиции и чтобы посетители присматривали друг за другом. Ничего нового изобретать не надо.

Фестиваль электронной музыки Outline в Москве. 2015 год
— В России такие события планомерно уничтожают. Отмена Outline и рейвов Arma17, закрытие «Рабицы», сотрудничество все еще существующих вечеринок с полицией — все выглядит довольно безнадежно. Как вы думаете, можно ли остановить этот консервативный курс государства?
— Доказывая что-то властям, бесполезно апеллировать к эмоциям и абстрактной культурной значимости своего проекта. Нужно долго и скрупулезно объяснять, что ночная жизнь полезна для городского развития, — готовить убедительные цифры, опираться на факты. Только собрав игроков «ночной экономики» и чиновников за одним столом, можно рассчитывать на перемены. В Германии этим активно занимались сразу в нескольких регионах, и государство наконец осознало, что ночная жизнь — это прежде всего прибыльный бизнес.
Практика показывает, что чем активнее в городе ночная жизнь, тем больше креативных молодых людей в него приезжают, тем интенсивнее развивается экономика.
Сейчас все приезжают в Лейпциг, потому что там дешево, много молодых профессионалов и хороших вечеринок. Не думаю, что без развития ночной жизни город стал бы таким привлекательным. Думая о вечеринках, важно смотреть в будущее и представлять, каким может стать новое поколение, воспитанное вчерашними тусовщиками и активными участниками креативной экономики.
— Приток в город новых людей и развитие ночной жизни приводит к переменам к лучшему, но и к джентрификации. Как решать проблему вытеснения капиталом всего модного и доступного?
— С джентрификацией есть проблемы не только в больших городах, но и в маленьком Мангейме: сейчас один крупный банк намерен скупать недвижимость в районе с активной ночной жизнью. Спорить с большим капиталом практически невозможно. Можно только попробовать убедить владельцев домов не продавать эту недвижимость, что мы и пытаемся сделать, объясняя, почему этот район так ценен и уникален с культурной точки зрения.
Богатые люди не собираются здесь ничего развивать: они просто хотят красивый дом в модном месте. В одном из креативных районов Гамбурга активисты повесили большой постер с фразой «Если вы хотите инвестировать сюда, пожалуйста, не надо!». Это хороший способ донести столь простую мысль. Но если в Гамбурге представить такой плакат легко (жители сразу поймут, чтό имеется в виду), то в Мангейме смысл и контекст этого высказывания сегодня просто не считают, и это нужно менять.
— С какими новыми задачами вы столкнулись на посту ночного мэра? Может, пришлось учиться каким-то принципиально новым вещам?
— Чтобы быть ночным мэром, не нужны специальные навыки, важно быть очень коммуникабельным — уметь объяснять свои, а главное чужие идеи, находить общий язык и с владельцами клубов, и с чиновниками, и с обеспокоенными жителями, постоянно искать компромиссы. Но приходится учиться на ходу совершенно неожиданным вещам. Например, на днях мне пришлось готовить план помещения для владельца одного бара — сам он не мог, а бумагу обязательно нужно было предоставить администрации. Думаю, после двух лет работы ночным мэром я точно попробую открыть свой клуб — опыта для этого хватит с лихвой.
Угар по расписанию: как городские администрации регулируют ночную жизнь

Берлин
Активистская «Клубная комиссия» Берлина и ее спикер Лутц Ляйхзенринг лоббируют интересы владельцев заведений и тусовщиков с 2000 года. Например, она добилась признания клуба Berghain объектом культурного значения и защищает другие легендарные заведения от неуместного соседства — девелоперам приходится согласовывать с комиссией строительство офисов или жилых кварталов.

Амстердам
«Ночная мэрия Амстердама» появилась как инициатива активистов еще в 2003 году. Защищая права тусовщиков, группа становилась все более известной — сегодня ее глава Мирик Милан решает проблемы ночной жизни напрямую с администрацией. Милан (пожалуй, самый известный ночной мэр в мире) заменил полицейских на громких улицах «уличными хостес», постепенно добивается круглосуточной работы для всех клубов в городе и мечтает создать круглосуточный городской район.

Тулуза
Ночной мэр Тулузы Кристоф Видаль работает с 2013 года и успел добиться заметных результатов. Например, по его инициативе метро по выходным стало работать до трех часов ночи и появился автобус, который ходит до шести утра. Также Видаль помог активистам запустить специальный автобус, который передвигается из клуба в клуб и предлагает медицинскую помощь, воду и ночлег всем нуждающимся.

Лондон
В 2016 году мэр Лондона назначил «ночного царя» — писательницу, ЛГБТ-активистку и радиоведущую Эми Ламе. Поводом стало закрытие ночного клуба Fabric — он прекратил работу после двух случаев передозировки на танцполе. Мэр города Садик Хан считает, что «ночной царь» поможет сохранить ночную жизнь Лондона, которая переживает не лучшие времена.

Нью-Йорк
В
Комментарии
Комментировать