Редактор издательства читает около тысячи рукописей в год — и еще больше с ходу отправляет в «корзину». Авторы обижаются: «Могли бы хоть объяснить, почему моя книга вам не подходит!» Замглавреда издательства «Альпина Паблишер» объяснила — а T&P записали ее рассказ. О том, как заинтересовать издателя, из чего состоит работа над книгой и чем будет вознагражден автор, — в конспекте вебинара.

Как написать и издать бестселлер

Вебинар. 22 ноября 2018 года

Ирина Гусинская

Заместитель главного редактора издательства «Альпина Паблишер»

Многие считают, что написание книги — исключительно творческий процесс. Это не так: важно с самого начала смотреть на книгу как на проект. Понимать, для кого и зачем вы пишете. Ответственно подойти к выбору темы. Сотрудничать с издателем: не исчезать сразу после того, как рукопись сдана, а участвовать в работе над книгой и, конечно же, в ее продвижении.

За собственно написание лучше всего приниматься тогда, когда вы уже понимаете, какой будет будущая книга: структура, объем, состав. Бывает, издатель сомневается и говорит: «Вы сначала напишите, а потом посмотрим, сможем ли мы это издать». Поэтому автору полезно заранее понимать, как издатель оценивает перспективы вашей идеи, — а для этого уметь смотреть на будущую книгу его глазами.

О чем писать

Этот вопрос задают очень часто, и я каждый раз теряюсь, не зная, что ответить. Конечно, есть какие-то модные темы (блокчейн, сторителлинг и т. д.), которые идут волнами. Но станут ли читатели доверять автору, который готов писать о чем угодно, по веянию моды?

Поэтому я считаю, что писать нужно о том, в чем вы разбираетесь — или готовы разобраться. Для первого случая примеров можно привести много, для второго приведу всего один: книгу «С ума сойти!», посвященную психическим расстройствам: ее написали журналист и аналитик, которые интересовались нейробиологией в силу личных причин и очень глубоко погрузились в эту тему. Так, что в 2017 году книга получила премию «Просветитель».

Надо понимать, что на книжном рынке вы не одиноки. Полезно читать книги конкурентов, чтобы уметь объяснить издателю, чем уникальна ваша рукопись. Если вы открыли абсолютно новую тему, то, с одной стороны, это преимущество, с другой — издатель будет опасаться, что для этой темы нет аудитории. Вам придется объяснять, кто ваши читатели и почему ваша книга будет им интересна.

Тема не должна быть слишком узкой. У нас был автор, который хотел написать книгу о том, как открыть бизнес по установке натяжных потолков, — нам пришлось ему отказать. И, конечно, есть темы, материал по которым очень быстро устаревает, — например, та же нейробиология, а цикл производства книги в среднем от 6 месяцев до года, так что важно обновлять устаревшую информацию до сдачи в типографию, при переиздании или на сайте книги.

Как найти того, кто издаст книгу

Приготовьтесь к тому, что сотрудничество с издателем — это долгосрочное партнерство. Вы выбираете издателя, издатель выбирает вас. Как найти «своего»? Идите в книжный магазин, найдите книги, близкие по тематике вашей, и посмотрите, кто их издает. Сходите на сайты этих издателей, посмотрите, что они пишут о своей редакционной политике и как принимают заявки. Если в сопроводительном письме вы напишете: «Я вижу, что вы издаете книги по таким-то темам, и ознакомился с вашими условиями сотрудничества», это будет конкурентным преимуществом.

Есть несколько способов издать книгу. Самый желаемый автором — за счет издателя. В этом случае издатель заключает с автором лицензионный договор и берет на себя редактуру, корректуру, оформление, печать, продвижение и работу с распространителями. Можно издать за свой счет; сумма зависит от многих факторов — объема предоставляемых услуг, тиража, требований к полиграфии. Некоторые авторы, издающиеся за свой счет, сами обеспечивают редактуру, корректуру и оформление, а издатель только печатает, ставит ISBN и занимается распространением — но не всем издателям это удобно и интересно.

Помимо традиционных издателей, существуют всевозможные платформы «самиздата» — Amazon, Ridero. Некоторые не только позволяют напечатать тираж, но и помогают авторам с продвижением и распространением (например, у Ridero сесть программа поддержки авторов).

Есть и совсем необычные примеры, как, скажем, уже ставший хрестоматийным кейс Дмитрия Глуховского, который выкладывал свой роман в интернет по главам, собрал вокруг него целое сообщество, а потом выпустил в виде книги — издатель пришел к нему сам.

Как написать синопсис

В советах начинающим авторам я постоянно вижу требования к оформлению: шрифт Times New Roman, 12-й кегль, междустрочное расстояние такое-то… Это все ерунда: главное, чтобы файл открывался и чтобы в нем было внятное представление вашей будущей книги:

  1. Тема и ее актуальность.

  2. Целевая аудитория.

  3. Короткий рассказ об авторе.

  4. Структура книги.

  5. Часть текста.

Иногда редакционный совет, посмотрев синопсис, продолжает сомневаться и просит прислать еще пару глав, а то и полную рукопись — или предлагает, как развернуть тему по-другому.

Некоторые боятся, что, прочитав синопсис, издатель украдет гениальную идею и выпустит книгу под другим именем. Можно попросить издателя подписать соглашение о неразглашении, но согласятся только те, кого вам удалось сразу заинтересовать, так что в большинстве случаев, отправляя синопсис, приходится верить на слово. Да и нет у издателя нужды что-то «красть»: нам и так приходит очень много заявок.

«Жду вашего ответа сегодня до 20:00!»

Письма с требованием «рассмотреть заявку срочно» вызывают недоумение. В год я читаю около тысячи рукописей. Пожалуйста, прежде чем дергать редактора, выждите хотя бы три недели с момента отправки синопсиса. И не стоит звонить секретарю и требовать личной встречи с главным редактором: не показав описания книги, ни в одном издательстве вы такого не добьетесь (а в США, например, издатель и вовсе не станет рассматривать вашу заявку напрямую — там ее можно подать только через литературного агента).

Отказывая автору, я использую стандартные формулировки: «не наш формат», «не для нашей аудитории», «не видим коммерческого потенциала». Не обижайтесь, если на ваше письмо вообще не ответили: поток заявок в издательствах действительно очень большой, ответить каждому часто бывает физически невозможно (но я стараюсь!).

Как читать договор

Если ваш синопсис понравится издателю, он предложит вам заключить договор. Многие авторы сначала молча все подписывают, а потом думают, что их обманули. Если сомневаетесь, покажите договор дружественному юристу.

Как правило, по договору автор передает издателю исключительные права на ряд действий в отношении произведения — переработку (имеется в виду редактура и корректура), «доведение до всеобщего сведения», распространение. Права передаются на определенный срок: например, права на издание — на пять лет, права на распространение — на семь. В течение этого срока автор не может публиковать то же самое произведение в другом издательстве. В обмен он получает от издателя роялти — процент с продаж.

Если вы хотите, чтобы над вашей книгой работал ваш знакомый редактор или иллюстратор, — скажите об этом издателю, и, если все пойдет хорошо, с вашим протеже заключат договор на оказание услуг (а если это графический роман или детская книга с большим количеством картинок, с иллюстратором может быть заключен авторский договор).

Подписывая договор, убедитесь, что в нем нет невыполнимых условий (например, требования летать в разные города на презентации книги за свой счет) и что это не договор отчуждения. В последнем случае издатель сможет делать с вашим произведением что угодно. Если вам дорога ваша книга, не подписывайте такой договор. Справедливости ради стоит сказать, что в последние годы я не слышала о случаях заключения подобных договоров.

Сколько писать

От толщины книги зависят объем работы и затрат издателя (редактура, корректура, печать) и, опосредованно, цена, за которую ее можно будет продать. При этом покупательское поведение не подчиняется простой арифметике: если книга тонкая, читатель хочет платить меньше, но если книга толстая, это еще не значит, что он готов платить больше. Близкое к идеальному соотношение цены и затрат на производство у книг объемом около 400 тысяч знаков.

Что у книги внутри и снаружи

В договоре, который мы заключаем с авторами, есть пункт о том, что название книги определяет издатель. Конечно, мы согласуем его с автором, но последнее слово за нами. Издателю важно, чтобы книга продавалась, и опыт создания продающих заголовков у него больше. У нас были прецеденты, когда мы переиздавали книгу под другим названием и продажи резко шли вверх. То же касается обложки и других элементов оформления, которые могут привлечь внимание покупателей.

Отдельная головная боль — очищение прав на иллюстрации. Сейчас мы работаем над книгой о кино, в которую автор включил изображения кинопостеров и кадры из фильмов. По каждому надо найти правообладателей и выкупить права, а это всегда очень витиеватый путь. Часто проще заказать иллюстрации «по мотивам», а то и вовсе взять картинки со стоков. У нас был случай: мы купили права на книгу «Писать как Толстой», но оказалось, что права на изображения надо покупать отдельно, потому что все они принадлежат разным правообладателям. Мы по одной выкупали каждую картинку, очищение прав растянулось на несколько месяцев.

Зачем «торговать лицом»

Еще один пункт, который есть в нашем авторском договоре, — автор должен принимать участие в продвижении книги. Однажды мы организовали презентацию, книжный магазин предоставил площадку, пришли люди — а автор просто не явился. Было очень неприятно — но дело даже не в этом.

У издателя, как правило, нет особого бюджета на рекламу — он ищет бесплатные способы продвижения. Это, например, публикации отрывков в СМИ. Или рецензии — многие думают, что критикам за них платят, но нет (мы просто стараемся отправлять книгу для рецензирования релевантным людям). И зачастую издателю при прочих равных экономически выгоднее выпустить книгу автора, который ведет какую-то публичную деятельность, уже работает над своим личным брендом. Когда я получаю синопсис, то первым делом гуглю автора, ищу его в соцсетях.

Кстати, хороший способ подойти к изданию книги — начать со статей в журналах или завести тематический блог. Если в синопсисе вы дадите ссылки на них, это будет конкурентным преимуществом: издатель поймет, что вы не только разбираетесь в теме, но и уже засветились в медиапространстве.

Что вам за это будет

Издатель получает деньги не когда отгружает тираж в магазины, а когда книга уже продается — и так же платит автору. Обычно от сдачи рукописи до печати тиража проходит от 6 месяцев до года, и еще через 3–6 месяцев издатель начинает отправлять автору отчеты о роялти.

Сколько можно заработать написанием книг? Раньше авторы в момент подписания договора получали аванс. Сейчас в связи с нестабильной экономической ситуацией авансы почти не платятся — остались только роялти. Это примерно 10% от оптовой цены, которая составляет приблизительно половину от розничной (да, магазины делают такую большую наценку). Грубо говоря, если в магазине книга стоит 600 рублей, значит, автор заработает на ней 30 рублей.

Если верить отчетам Российской книжной палаты, совокупные тиражи растут — но по отдельности они не велики. Тиражом более 10 тысяч экземпляров в 2017 году было издано всего 5% от всех выпущенных наименований, а средний тираж составляет чуть больше 4 тысяч экземпляров. Поэтому «бестселлерность» определяется не тиражом, а динамикой продаж — тем, как быстро книга раскупается, как часто приходится допечатывать тираж. Чтобы и автор, и издатель могли на книге заработать, она должна постоянно переиздаваться.

Есть счастливые издатели, которым не нужно заботиться о прибыли, у них есть бюджет (гранты, фонды) — они могут издавать сложные книги на узкие темы. Но для большинства финансовый аспект очень важен. Приходится постоянно искать баланс. Иногда какие-то книги издаются, что называется, «для кармы». Но обычно, если мы не верим в тираж хотя бы 5 тысяч экземпляров, мы, скорее всего, автору откажем.

Выпускать книгу только в электронном виде невыгодно: да, затраты меньше (потому что не надо тратиться на полиграфию), — но и цена ниже, и доходы меньше. Хотя тем, кто хочет издаваться за свой счет, полезно учитывать, что где-то 40% затрат на производство бумажной книги — полиграфия. В России сейчас все плохо с бумажным производством, и, чтобы напечатать цветную книгу на «меловке», бумагу надо покупать, например, в Финляндии, а печатать в Латвии (это ЕС, а значит, евро) или в Китае (это долго, и есть свои особенности с растаможкой). Альтернатива — цифровые типографии, которые только развиваются и пока не могут похвастаться чрезмерным ассортиментом услуг.

Раньше было проще купить заграничный бестселлер: заплатить в среднем $2000 аванса (плюс те же 10% роялти), подготовить качественный перевод, поставить на обложку условное «Бестселлер The New York Times» — и ждать покупателей. Но из-за нестабильного курса это уже не всегда так выгодно, поэтому издатели с большим рвением ищут отечественных авторов. А значит, у тех, кто правильно подготовится — напишет внятный синопсис, выделит время и силы на личный бренд и продвижение книги, отнесется к издателю как к партнеру, — высоки шансы написать и издать бестселлер.

В рубрике «Конспект» мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

Где можно учиться по теме #писательское мастерство