Лучшие вузы находятся в столице, советское образование самое качественное, ЕГЭ — зло? Не все стереотипы о высшем образовании соответствуют действительности. Что говорят исследования о связи экономического неравенства и доступа к образованию, станет ли Россия страной экономистов и есть ли толк от онлайн-обучения, рассказали сотрудники проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ, которые сделали из своей страницы в фейсбуке небольшое медиа.

В 2010 году в НИУ ВШЭ создали подразделение — проектно-учебную лабораторию «Развитие университетов». Статус нашей лаборатории подразумевает, что мы не только проводим фундаментальные исследования по экономике высшего образования и управлению вузами, но и делаем совместные проекты со студентами «Вышки», устраиваем учебные экспедиции в регионы России, ведем факультатив и организуем открытые лекции.

Со временем мы начали выполнять заказы других университетов и органов власти, стали распространять результаты исследований за пределы научных журналов, а потом создали страницу «Развитие университетов» в фейсбуке.

Сначала мы собирали материалы из крупных национальных агентств и региональных СМИ. Постепенно, кроме новостей о политических решениях и ссылок на интервью, у нас появилась постоянная рубрика #развитиеуниверситетовдичь — неожиданные истории о выживании в университете.

Мы нашли историю о том, как подрались бывший и нынешний деканы вуза. Совсем недавно была новость о краже потолка из университета.

И все же мы стремимся оставаться в рамках науки, регулярно переделывая наши исследования в экспертные суждения и аналитику.

Нам часто пишут читатели страницы, и в их сообщениях нередко встречаются распространенные мифы об университетах: «Советское образование было лучше», «ЕГЭ — зло для абитуриентов», «Учиться нужно только в столичных университетах», «Бесполезно учиться онлайн». Одна из целей проекта — проверять и подвергать сомнению привычные представления о высшем образовании; этому мы посвятили отдельный видеопроект. Например, данные мониторингов и исследований доказали, что большая часть ведущих университетов, действительно, концентрируется в столичных городах, а дети из обеспеченных семей имеют гораздо больше шансов поступить в вуз. Но представление о неполноценности онлайн-образования скорее ошибочно.

Самые яркие посты получают охват до 3–4 тысяч человек. Чаще всего это что-то спорное или привлекающее внимание, мнения ученых, преподавателей и педагогов. Еще один жанр, любимый нашими читателями, — это новости об изменениях в регулировании образования, под которыми можно встретить горько-ироничные комментарии.

Мы не рассматриваем идею монетизации: распространение исследований и экспертизы считаем просветительской инициативой.