Визионерские конкурсы пока не очень известны в России, зато популярны на Западе, где молодые специалисты предлагают свое видение будущего в самых разных областях — от архитектуры до полетов в космос. Генеральный директор Rocket Group (запускает открытый визионерский конкурс на разработку технополиса нового поколения) Борис Латкин рассказывает, как устроены такие конкурсы и что нужно иметь в виду, подавая заявку.

Что такое «визионерский конкурс»

Визионерские конкурсы распространены в IT- и хайтек-отраслях. Они похожи на отраслевые, но дают участникам бόльшую свободу. Например, если речь об архитектуре, традиционные конкурсы обычно предлагают разработать концепцию конкретного района — а визионерские предлагают спланировать его развитие в долгосрочной перспективе. Так, руководство Университета Манитобы, объявив конкурс на проект нового кампуса, предложило описать этапы его эволюции в следующие 30 лет.

Между мечтой и реальностью

Визионерские конкурсы дают возможность повлиять на какие-то глобальные, но в то же время близкие каждому вещи: улучшить городскую среду, предложить новый способ утилизации отходов или объединить людей в комьюнити. Как правило, организаторы не ограничивают работу участников четким ТЗ или детальными требованиями — их просто не может быть, когда мы имеем дело с будущим; задача участников — предложить решение, способное коренным образом изменить повседневность. Однако даже самый дерзкий полет фантазии должен быть привязан к реалиям настоящего или ближайшего будущего.

С помощью таких конкурсов компании зондируют ситуацию на рынке и пытаются прощупать будущее. И не всегда решаются его приблизить: проще говоря, реализация победившего проекта может быть отложена на неопределенный срок. Так что визионерские конкурсы — не про амбиции, а про смыслы. Впрочем, такая неопределенность компенсируется хорошим призовым фондом.

Как найти свой конкурс

На Западе визионерские конкурсы проводят коммерческие компании, университеты и разные профессиональные организации. Во многих из них можно участвовать дистанционно, главное — не пропустить дедлайн.

Примеры:

Спонсируемый Hyundai конкурс рассматривает инновации в сфере умных городов — от цифрового фенотипирования до биотехнологий.

Главная цель соревнования, организованного HBO, — собрать креативные короткометражки из Азиатско-Тихоокеанского региона. Участники должны были представить уникальный взгляд на перемены в обществе эпохи диджитализации.

Международный музыкальный саммит хочет поддержать новое поколение инноваторов и предлагает поразмышлять о переменах, которые произойдут в индустрии, и решениях, которые сделают электронную музыку лучше.

Большой конкурс для архитекторов-визионеров в самых разных сферах — от планировок зданий до оригинальных мастер-планов городов.

Если поискать российские визионерские конкурсы, вы вряд ли добудете больше 3–4 ссылок в поисковике. Многое зависит от профессиональной сферы: в девелопменте, пространственном и инновационном развитии регионов таких проектов почти не найти. Зато стоит следить за новостями крупных венчурных фондов (РВК, ФРИИ), инновационных центров и инициатив (Сколково, НТИ), телеком-операторов, разработчиков ПО.

С точки зрения организации визионерский конкурс может не особо отличаться от обычного отраслевого, так что обращайте внимание на ТЗ, где должны быть указаны жюри из разных профессиональных сфер и потенциальные заказчики инноваций.

С кем участвовать

Создание концепта новой технологии или инновационного продукта — задача, требующая применения знаний из разных сфер. Поэтому в визионерских конкурсах обычно участвуют команды, состоящие из разных специалистов. Например, если по условиям конкурса нужно разработать концепт умного города и предложить схему его эволюции, в команде обязательно должны быть архитектор, программист и социолог — остальных специалистов можно подбирать опционально.

Многопрофильность визионерских конкурсов предполагает отбор участников по большому количеству критериев — от возраста и образования до опыта и содержания мотивирующего письма. Важно тщательно изучить требования конкурса и условия участия: если кто-то из членов команды не пройдет фильтры на входе, придется срочно искать замену. Искать людей в команду можно в тематических сообществах, через личные знакомства, на профессиональных площадках («Хабр», Behance и т. п.) или через специализированные платформы (вроде Cofoundit).

К чему готовиться

Как правило, визионерские конкурсы проходят в два этапа. Первый — собственно прием конкурсных работ. В условиях некоторых конкурсов прописаны контрольные точки, когда необходимо представить промежуточные варианты: это дисциплинирует; если таких требований нет, лучше самостоятельно разбить проект на майлстоуны. Кроме того, важно на берегу договориться о зонах ответственности каждого участника команды и назначить того, кто возьмет на себя итоговую сборку проекта.

Второй этап связан с подгонкой концепта под реальность — и вот тут может возникнуть томительная пауза. Жюри отбирает наиболее интересные решения, а потом конкурс переходит в режим ожидания. Пауза нужна, чтобы дождаться фактического старта реализации проекта: в это время мяч на стороне инициатора конкурса, который решает, как и когда он начнет использовать результаты первого этапа. Подавая заявку на визионерский конкурс, нужно быть готовым к участию в длительной истории.

Кто может стать визионером (и как)

В самом широком смысле визионеры — это мечтатели и стратеги, которые могут помыслить будущее вне шаблонов. Визионеры создают решения для будущего на уровне концептов — например, могут описать, как изменится автотранспорт и добыча электроэнергии.

Но чтобы создавать свои тренды, необходимо изучать глобальные. Один из них — массовая цифровизация, которая влияет на все сферы человеческой жизни. Вот, например, 10 трендов цифровой трансформации по версии Forbes, подробнейший гайд и курс на Coursera по этой теме и отличная подборка выступлений TED об IT и будущем.

Что касается навыков — пригодятся технологии системного и стратегического мышления, основные методики прогнозирования будущего. Пищу для размышлений дадут выступления известных визионеров — даже при скептическом отношении к некоторым персонажам вы найдете о чем поразмышлять. Вот, кстати, список молодых визионеров, составленный Wired в прошлом году, — для изучения и вдохновения.