Дизайн-бюро по всему миру отмечают растущую популярность иллюстраций в медиа и коммерческой сфере: рисунки привлекают клиентов гораздо больше, чем фотографии. Однако большая часть иллюстраторов работает от заказа к заказу, и далеко не каждому удается найти свою нишу в модной сегодня профессии. Соцсети пестрят остроумными картинками, но кто из их авторов действительно способен прокормить себя иллюстрацией? Куда идти учиться, где найти первых заказчиков и в чем секрет стабильных заработков на фрилансе — T&P поговорили с представительницей британской Ассоциации иллюстраторов Лу Боунс, которая приехала в Москву, чтобы провести мастер-класс в Британской высшей школе дизайна.

— В фильме «Форма воды» Гильермо дель Торо один из героев, коммерческий художник, страдает оттого, что иллюстрация сдает свои позиции: ее заменила более реалистичная фотография. А сейчас все, кажется, наоборот. Почему?

— Вероятно, потому, что в последние 3–5 лет меняются запросы коммерческих компаний. Если раньше все использовали графический дизайн или фотографии, то сегодня многие заказчики понимают, что иллюстрации более точно отвечают их потребностям. Например, wellness-индустрия как будто создана для работы с иллюстраторами: все ее направления — йога, веганство, здоровое питание, органическая косметика — предлагают вернуться к истокам, к самым простым вещам и одновременно стремятся установить очень личный контакт с потребителем. Для этого скорее подойдет честная, может быть даже наивная иллюстрация, а не холодный графический дизайн. Такие заказчики хорошо платят и постоянно возвращаются с новыми предложениями.

Большой спрос, конечно, заметен среди производителей детской продукции и книжных издателей. Все чаще родители стремятся отвлечь детей от компьютеров, проводить с ними больше времени — тут приходят на помощь иллюстрированные книги.

В медиа также растет интерес к рисункам — особенно если это карикатуры или иллюстрации к материалам о социальных или экологических проблемах. Такое изображение как бы обращается к читателю напрямую.

— Судя по социальным сетям, особенно по картинкам в инстаграме, число иллюстраторов тоже растет.

— Да. Многие люди всегда любили рисовать, но, возможно, никогда не думали, что смогут зарабатывать на этом деньги. А сейчас, когда все больше клиентов используют рисунки в рекламных кампаниях, а в социальных сетях видно все больше аккаунтов успешных иллюстраторов, возможность построить карьеру в этой сфере кажется все более реальной. И, конечно, интернет делает возможным работу с заказчиком любого уровня из любой точки мира, что тоже прибавляет профессии привлекательности.

Это отмечают и те профессионалы, которые занимались графическим дизайном из рациональных соображений, но в душе всегда были иллюстраторами. Решаясь сменить направление, они, конечно получают большое преимущество — знают, как работает индустрия, и умеют грамотно общаться с клиентами.

— Иллюстратор — это вообще кто? Чем он отличается от художника или дизайнера?

— Иллюстрация — это всегда работа на заказчика. Когда появляется клиент с конкретными требованиями, искусство становится иллюстрацией. Что касается жанра, совершенно не важно, работаешь ты масляными красками, в 3D или делаешь анимацию, — эта сфера очень разнообразна, в отличие от графического дизайна или типографики, где правила более строгие.

— На каких сферах лучше сосредоточиться, чтобы быть востребованным на рынке?

— 3D, детская иллюстрация, векторные изображения, медиа — вот самые перспективные направления сегодня. Работать в 3D не так сложно, тут главное — научиться рисовать среду и развивать пространственное мышление.

© Лу Боунс

© Лу Боунс

Портфолио и соцсети

— Нужно ли получать специальное образование, чтобы работать иллюстратором? Или можно научиться всему самому? Может быть, обойтись классическим художественным образованием?

— Я знаю довольно много иллюстраторов-самоучек с хорошей техникой, которые не понимают, как встроиться в индустрию, выбрать свою нишу и общаться с клиентами, — из-за того, что не услышали об этом от преподавателей или коллег.

Я бы рекомендовала отучиться хотя бы на годичных курсах — даже не для развития мастерства, а для понимания, как устроена индустрия. Лучше не затягивать, а разобраться с этим раз и навсегда.

При этом во время учебы очень важно думать наперед и ставить цели, не имеющие отношения к университетским проектам. Когда вы выпуститесь, преподавателей не будет рядом. Сосредоточьтесь на портфолио: постарайтесь, чтобы к концу учебы в нем были не только учебные работы.

— А как получить первые заказы, не имея опыта?

— Составьте список из клиентов, с которыми вы бы мечтали работать, найдите контакты их арт-директоров и подпишитесь на них в соцсетях. Так будет проще понять, что им нравится, подходите ли вы им, и, возможно, как-то откорректировать свое портфолио. Для того чтобы понравиться клиенту, мало классных иллюстраций — они должны бить прямо в цель.

Перед рассылкой портфолио я рекомендую распечатать лучшие работы — все клиенты обожают бумажные материалы.

Если денег немного, лучше напечатать меньше, но в более высоком качестве и отправить самым любимым командам. Напоминайте о себе где-то раз в полгода: «Привет, видела ваш последний проект, не хотите со мной поработать?» Когда появятся первые клиенты, не стесняйтесь писать им снова, чтобы показать свои последние работы и, возможно, снова посотрудничать.

Раньше считалось, что успешному иллюстратору нужно обязательно сотрудничать с агентством, потому что без него клиентов не найти. Сегодня это не обязательно. К тому же, прежде чем обращаться в агентство, стоит удостовериться в качестве своего портфолио: есть негласное правило, что обычно хорошее агентство находит вас, а не вы его. Сегодня крупные агентства берут около 30–35% от одного заказа, более мелкие — 12–15%. Выгодная это сделка или нет — зависит от общего объема заказов и ниши, в которой вы работаете. Например, иллюстрации для медиа стоят меньше, чем коммерческие заказы, — в этом случае я бы не рекомендовала работать через посредника. В любом случае лучше сосредоточиться на портфолио, чем искать агентов: они не решат всех ваших проблем.

— Как я понимаю, соцсети очень важны для иллюстратора. Как их вести, чтобы привлечь как можно больше хороших заказчиков?

— Обязательно зарегистрируйтесь в фейсбуке, твиттере, инстаграме. У клиентов или поклонников должна быть возможность сослаться на ваш профиль в любой из этих сетей, если они захотят выложить какую-то работу. Будьте особенно активны в инстаграме и твиттере. Пожалуй, последний даже важнее, потому что там можно связаться с потенциальным клиентом напрямую.

Не врите, выкладывайте не только финальные версии работ, но и наброски и просто повседневные фотографии. Будьте привлекательны не просто как иллюстратор, но и как обычный человек из инстаграма: это всем нравится.

Хорошая идея — зарегистрироваться на Behance, сайте для портфолио, где сидят другие иллюстраторы и агентства (заказчиков там, как правило, нет). Это отличное место, чтобы следить за индустрией в целом, обсуждать плюсы и минусы своих работ.

Грамотно пишите, внимательно читайте

— Чему стоит научиться, чтобы не испортить репутацию на первых порах?

— Многие иллюстраторы отлично рисуют, но плохо ведут дела. Поэтому, прежде чем приступать к работе, разберитесь, как вести себя с клиентами. Научитесь писать грамотные письма, внимательно читайте контракты, чтобы предотвращать конфликты, а не решать их. Столкнувшись с первыми проблемами, новички начинают грубить заказчикам и злиться — так делать не надо. Сфера очень узкая, а арт-директора постоянно переходят с места на место и всех запоминают. И, конечно, помните, что прямолинейность — это не грубость, говорите как профессионал, даже если вы работаете только два дня.

— На что стоит обратить внимание, выбирая потенциальных заказчиков?

— Иллюстраторы планируют от месяца к месяцу, дизайнеры — год от года: берите с них пример. Подумайте, какие клиенты и проекты могут обеспечить стабильный заработок. Иллюстрация к самиздату за 300 фунтов? Вряд ли. Мелкие подработки не помогут много заработать, а погрязнув в них, будет тяжело перескочить на крупные заказы: тем, кто делал только мелочовку, ее же будут заказывать и дальше.

Цельтесь в крупных клиентов и проекты — не рисуйте один логотип, думайте, как отрисовать всю книгу или даже рекламную кампанию. Даже если у хорошего заказчика не хватает на что-то бюджета и он предлагает не много работы, будьте инициативны, предложите то, на что точно хватит денег, но все же увеличит объем. Не работайте на клиента, работайте вместе с клиентом.

Обратите внимание на работу для медиа: там небольшие деньги, но хорошие шансы запомниться и получать регулярные (что особенно ценно) заказы.

Избегайте индивидуальных предпринимателей, молодых стартапов и т. д. Эти люди очень милые, но ничего не понимают в договорах и авторских правах, могут постоянно переносить дедлайны, требовать новых и новых правок, не вовремя платить гонорары.

Будьте внимательны с американскими заказчиками: они любят нанимать иллюстраторов на зарплату, но взамен часто просят отказаться от авторских прав (это сразу нет).

И ни при каких обстоятельствах не копируйте работы других иллюстраторов по просьбе заказчика: это сразу стоп-лист.

— Всегда ли нужно настаивать на сохранении авторских прав?

— Всегда. А если готовы отказаться, подумайте: за какие деньги вы бы отказались от базовых прав человека (в их число, безусловно, входит копирайт)? Отдавая авторские права, вы соглашаетесь, что с вашей работой смогут сделать все что угодно, — по сути, вы не сможете добавить ее в портфолио. Учтите, что копирайт распространяется на время вашей жизни плюс еще 70 лет, — это огромная куча денег! Я не вижу смысла связываться с клиентами, которые не соблюдают авторское право, когда полно тех, кто все делает грамотно и ни на что не претендует.

— Как правило, иллюстраторы работают на фрилансе, что для многих может быть непросто. Как оставаться мотивированным и дисциплинированным в такой ситуации?

— Многим кажется, что работать дома очень приятно, но лучше снять студию в складчину с коллегами или найти коворкинг и заканчивать каждый день в одно и то же время. Это помогает не прокрастинировать и работать больше. Вам может казаться, что дома вы занимаетесь заказами вообще все время, — это не так. Вы отвлекаетесь на кошку, холодильник, соседей, а делом занимаетесь гораздо меньше, чем думаете.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Где можно учиться по теме #дизайн