Рынок онлайн-образования переживает настоящий бум — кажется, скоро университеты вместо со студентами окончательно переедут в интернет. Однако только 15% людей проходят онлайн-курсы до конца, а качество удаленного образования в университетах продолжает вызывать вопросы. T&P поговорили с людьми, которые получают (или уже получили) высшее образование онлайн, и узнали, готовы ли российские вузы к переходу в интернет, как поладить с одногруппниками, не встречаясь лицом к лицу, и почему гуманитарные профессии лучше осваивать по старинке — в офлайне.

Sirius A

Учится онлайн в РЭУ им. Плеханова на факультете юриспруденции

Я учусь в Университете Никосии (Кипр) на программе бакалавриата «Финансы и экономика» и дистанционно — в РЭУ им. Плеханова. Мне всегда хотелось учиться за границей, а на Кипре еще и просто приятно жить. Здесь безопасно, много тусовок — параллельно с учебой я начал выступать как диджей на EDM-вечеринках, open air и фестивалях. Я решил получить два образования одновременно, чтобы потраченные на ЕГЭ силы хоть как-то себя оправдали.

Еще при подаче документов меня насторожило то, что в учебной части Плешки не смогли внятно объяснить, как же будут назначаться даты экзаменов, на которые нужно приезжать в Москву. Меня заверили, что все будет в порядке, но в итоге многие педагоги не выходят на связь даже после 3–4 писем на почту. Из-за этого договориться о встрече очень сложно, а вопросы на экзамене порой не совпадают с содержанием книг, загруженных в личный кабинет. Хотя осваивать материал самостоятельно не так сложно: помогают онлайн-тесты для самопроверки. Правда, в последнее время мне тяжело дисциплинировать себя, чтобы качественно учиться удаленно. Я нашел работу в сфере экономики, по ночам диджею — все это сильно сбивает график.

Я не общаюсь с однокурсниками из Плешки и не страдаю от этого. Взаимопомощь перед экзаменом или списывание — не для меня, всегда рассчитываю только на собственные силы. Ощущения, что мне не хватает «студенческой жизни», тоже нет: тусовок и без этого хватает.

Я уверен, что будущее за виртуальным образованием, — по крайней мере для тех, кто умеет организовывать свое время. Его плюсы очевидны, а минус только один — в России пока нет индивидуального подхода к каждому студенту. В будущем я планирую получить еще одно очное образование, к примеру в Германии, Франции или Испании.

Елена Мордмиллович

Учится онлайн в Берлинской высшей школе техники на программе бакалавриата «Медиаинформатика»

Берлинская высшая школа техники — один из немногих вузов Германии, где предлагают программы онлайн-бакалавриата. Их всего три: медиаинформатика (где учусь я), бизнес-информатика и бизнес-инженерия. Эти направления есть и в некоторых других институтах страны (по рассказам знакомых, оснащенных лучше). Но с точки зрения логистики Берлин оказывается самым удобным вариантом. Занятия бывают раз в три недели по пятницам (во второй половине дня) и в субботу.

У меня двое детей, и большая часть заботы о них лежит на мне, так что очное образование сейчас не вариант. Большинство моих однокурсников тоже совмещают учебу с работой или семьей.

Для меня было очень волнительно учиться в Германии в принципе: другие традиции, ожидания, был страх просто не вписаться. Но, кажется, зря. Пока что не было никаких сложностей ни с преподавателями, ни с однокурсниками.

Педагоги призывают нас общаться друг с другом и активно использовать учебные форумы, созданные специально для студентов. Некоторые задания нужно делать в команде — например, решать одну задачу вчетвером. Мы с одногруппниками стараемся поддерживать друг друга, но заметно, что нынешняя учеба совсем не похожа на ту, что была в юности и занимала все время. В нашем общении нет ничего «лишнего»: мы можем выпить кофе в перерыве или после занятий, но даже это удается нечасто. Также из-за более гибкой системы (каждый сам выбирает, сколько курсов он берет в семестре, может бросить что-то, если переоценил свои возможности, и повторить в другое время) исчезает дух соревнования, а оценить себя относительно других становится сложнее. На «благотворительность» вроде списывания работ также рассчитывать не приходится: все понимают, что каждый крутится как может, и зачастую не может помочь другому.

Все вопросы можно задавать преподавателям по почте или на еженедельных веб-конференциях. Некоторые профессора предлагают обсуждать непонятные моменты на форуме и стремятся запустить дискуссию между студентами (это, безусловно, полезно), другие отвечают на вопросы сами, подробно и обстоятельно. Меня покорила преподавательница по линейной алгебре. Веб-конференции с ней всегда длились гораздо дольше указанного времени — было видно, что она действительно хотела нам помочь, была готова потратить свое время, терпела, когда студенты не могли сложить два и два, методично поясняя снова и снова, разными способами. В общем, при желании и квалификации преподавателя онлайн-формат совсем не препятствие. Для студента же главное — уметь спрашивать, наплевав на гордость. Руководительница нашего направления говорит:

«Нет глупых вопросов, пока не начинаешь задавать их уже на экзамене».

Чтобы получить допуск к экзаменам, нужно вовремя сдавать разные работы в течение семестра, что решает вопрос с дисциплиной и самоконтролем. Кто не успел, тот опоздал. В последние полгода моя семья долго болела, из-за чего я не вписалась в сроки и буду повторять один из курсов в следующем семестре.

По первому образованию я лингвист-германист и думаю, что не решилась бы заменить живое слово техническим посредником, если бы получала гуманитарную специальность. Но технические специальности прекрасно подходят для дистанционного образования.

Дарья Беляева

Учится онлайн в Финансовом университете при правительстве РФ на программе бакалавриата «Бизнес и финансы»

Я учусь дистанционно, потому что уехала в Мичиганский университет. Российское образование мне нужно на всякий случай (чтобы иметь возможность вернуться) — в нашей стране не везде принимают американский диплом. Сначала все показалось страшным и непонятным, но поскольку эта программа работает в Финашке довольно долго, я решила, что все будет в порядке.

Главная сложность состояла в том, что я никогда не училась в России и привыкла к американской системе образования, зато нагрузка оказалась небольшой, а расписание — гибким. Онлайн-занятия проходят раз в неделю по субботам и по российским меркам идут три пары. Экзамены также принимают в сети.

Вопросы преподавателям можно задавать на семинарах или писать на почту, но на письма они отвечают плохо. Судя по всему, для них это не самая приятная дополнительная работа — нас сваливали на тех, у кого было свободное время.

Немало проблем есть и с учебной частью: каждый год меняются кураторы, все очень запутанно.

Зато мне повезло с одногруппниками: мы помогаем друг другу с ответами на экзамене. Все ребята либо старше меня и уже работают, либо спортсмены, которые постоянно на соревнованиях и сборах. Ни у кого нет цели получить отличное образование — всем нужна бумажка.

Дисциплинированная учеба в Финашке дается мне тяжело. Во-первых, просто лень, во-вторых, большая разница во времени между Москвой и США. Выходит, что

единственные пары на неделе начинаются в 2 часа ночи с пятницы на субботу.

Я уверена, что будущее — за онлайн-образованием: ты ни к кому не привязан, сам за себя отвечаешь. Есть возможность получить и глубокие знания, и что-то проскочить, не запариваясь, если какой-то предмет неинтересен. Это также отличный вариант для тех, кто уже строит карьеру или уезжает за границу. Но я вряд ли бы посоветовала онлайн-образование в качестве первого высшего: преподавателям не особо хочется с тобой морочиться, и качество обучения получается не таким высоким. Зато узкоспециализированные онлайн-курсы — отличная идея, мне они помогли освоить языки программирования.

Федор Завьялов

Учился онлайн в бакалавриате Сорбонны на факультете пластических искусств

Первый год учебы я провел в Париже, потом перешел на дистанционное обучение. Отчасти из-за денег (очное образование дороже, да и Париж — недешевый город), отчасти потому, что разочаровался в выборе факультета. Но бросать университет не решился — хотелось получить «корочку». Онлайн-обучение показалось хорошим вариантом: ты получаешь задания на год вперед, при необходимости можно списаться в чате с преподавателями.

Освоение материала удаленно мне давалось немного сложнее, но особенно стала заметна разница в объеме знаний: он уменьшился без дополнительных лекций и семинаров. Все формально необходимое было в учебнике, а вот дальше уже зависело только от желания учиться самостоятельно, гуглить или читать дополнительную литературу.

Первый год удаленки дался мне довольно легко, еще было желание учиться, а потом жара спала, начались проблемы со временем. Без мотивации и силы воли, как бы банально это ни звучало, вникнуть во все темы и задания очень сложно. Лично мне не хватало живого общения с преподавателями, вовлеченности в командную работу, да и просто студенческой жизни. Удобно, что при онлайн-обучении получается совмещать работу и учебу, но, откровенно говоря, на очном отделении мне тоже удавалось найти подработку и при этом оставаться полностью погруженным в университетскую жизнь.