Возможно, однажды вы станете разбираться в своей специальности так хорошо, что получите приглашение (или решите сами) поделиться опытом с широкой аудиторией. Специально для такого случая T&P публикуют чек-лист, который поможет уверенно отвечать на вопросы, не усыпить слушателей и не остаться без презентации в самый ответственный момент. Автор инструкции — ментор «Школы лекторов» фонда «Эволюция» Максим Казарновский — написал ее для коллег, читающих просветительские лекции, но эти советы пригодятся всем, кому предстоит публичное выступление. Проверить, насколько хорошо они работают, можно будет на фестивале научного поиска Etc, где среди выступающих будут и выпускники «Школы».

Выберите тему

Подготовка любого выступления начинается с темы. Это не название лекции, которое вы напечатаете на афишах, а ответ на вопрос «Что я хочу рассказать и почему это важно?». Практически любое выступление начинается с проблемы, которая по-настоящему вас волнует и, вероятно, увлечет слушателей.

Убедитесь в своей квалификации

«Лучше сделать плохо, чем никак», — нередко слышим мы от друзей и особенно коллег. Но это не относится к публичному выступлению, в котором вы стремитесь развеять какие-то заблуждения или донести собственную идею: здесь необходимо быть убедительным. И нет лучшего способа доказать свою правоту, чем продемонстрировать компетентность.

Выступая перед публикой, будьте готовы к каверзным вопросам, а иногда и к открытому конфликту (особенно если тема вызывает споры). Заранее продумайте, на чем вас могут подловить противники, и старайтесь не рассуждать о темах, в которых не разбираетесь.

Соберите доказательства

Одного ощущения профессионализма недостаточно: хороший лектор всегда подкрепляет свои тезисы релевантными ссылками. Продемонстрируйте уважение к слушателям и выведите список источников на последний слайд. Если их слишком много, создайте облачный документ со всей литературой и дайте на него ссылку через QR-код.

Избегайте голословных утверждений. Если вы говорите, что ВИЧ существует (и подозреваете, что в аудитории есть кто-то, не верящий в существование этого вируса), — покажите список статей с доказательствами и статистику по ВИЧ-ассоциированной смертности.

Ваши пруфы должны заранее опровергнуть все возможные доводы оппонентов. Если потенциальных противоречий очень много, приготовьте специальные слайды, которые покажете, как только возникнут возражения.

Ориентируйтесь на аудиторию

Чувство аудитории часто подводит лекторов с большим академическим опытом. Когда мы долго чем-то занимаемся, необходимая база зашивается в подкорку и кажется очевидной. Биолог не понимает, как можно не знать о функциях митохондрий, химик посреди ночи готов рассказать, как скорость реакции зависит от температуры.

Неподготовленная аудитория может плохо представлять себе строение клетки — какие уж там митохондрии. Поэтому, если хотите найти общий язык со слушателями, напомните им азы. При подготовке выступления для широкой аудитории представьте, что ваш собеседник — пенсионер без научного бэкграунда.

Если лекция рассчитана на профессионалов, объяснение базовых понятий можно пропустить.

Добавьте драмы

Человек, который пришел на ваше выступление, выбирал между лекцией, прогулкой, кинотеатром и другими развлечениями — его мотивация куда меньше, чем у студентов, которые ходят на пары, чтобы получить зачет. Чтобы увлечь слушателя, стройте выступление по правилам драматического произведения. В лекции должны быть завязка, развитие истории, кульминация и развязка.

Завязка должна интриговать. Например, расскажите о рождении первых в мире генетически улучшенных детей, но утаите подробности. После этого у вас образуется кредит интереса: зритель готов слушать скучные вещи, если вы намекнули, что они нужны для понимания чего-то по-настоящему интересного. Виртуозные лекторы раз за разом возвращаются к завязке, раскрывая все новые детали.

Если создать драму совсем не выходит, попробуйте начать с конца. Сначала перечислите выводы, а потом объясните, как вы к ним пришли.

Напишите план

После того как вы определились с уровнем аудитории, темой и драматургической структурой, пора переходить к плану выступления. В него должны войти все поворотные точки лекции, шутки и сюрпризы (их тоже стоит записать, чтобы не забыть).

Придумайте название

Конечно, маркетингом и пиаром мероприятия должны заниматься профессионалы, но никто, кроме лектора, не сможет придумать название, тизер (описание выступления на один абзац) и выбрать картинку для постов в соцсетях. Задача кажется простой и незамысловатой, но ей стоит уделить максимум внимания.

Во-первых, написание тизера позволяет лишний раз проверить, правильно ли вы выбрали тему. Если для описания лекции с ходу не придумывается что-то увлекательное, возможно, стоит пересмотреть свои планы.

Во-вторых, название и тизер должны быть предельно просты. Плохое название для лекции о системе геномной модификации: «Принципы работы системы CRISPR/Cas». Хорошее: «Люди-ГМО: инструкция по сборке».

В-третьих, люди по своей природе ленивы, и лекторы не исключение. Заставить себя работать проще, когда ты уже что-то пообещал, а люди ждут твоего выступления. Зная, что работа над презентацией — самый долгий и сложный этап подготовки, лучше отрезать все пути к отступлению и опубликовать анонс заранее.

Сделайте презентацию

Это, пожалуй, самый сложный этап подготовки, но зато добротно сделанная презентация будет служить вам верой и правдой долгие годы, если не лениться дополнять ее актуальной информацией.

В современных программах для подготовки презентаций есть масса готовых шаблонов для оформления, но я бы не рекомендовал их использовать. Во-первых, большая часть шаблонов содержит декоративные элементы, которые занимают драгоценное место на слайдах. Во-вторых, если когда-нибудь захочется изменить шаблон (скорее всего, захочется), вас ждет муторный процесс подгонки цветов: каждый шаблон предлагает свою палитру, и при ее смене красный шрифт может стать зеленым. Это критично, если вы использовали цвет шрифта в качестве мнемонического приема (например, выделяли красным название красных кровяных клеток).

Так что ограничьтесь «пустыми» слайдами без декораций и смените фон на темный. На этот счет есть немало дискуссий, но TED и «15×4» полагают, что черный фон презентации выглядит лучше практически всегда: он не так утомляет зрителя и выглядит респектабельнее.

Что касается содержания презентации, следуйте правилу «одна картинка стоит тысячи слов». Забудьте про громадные блоки текста на слайдах — оставляйте только ключевые термины и концепции. Зато смело иллюстрируйте свои тезисы схемами и иллюстрациями (наглядности много не бывает).

Отдельная тема — количество слайдов. Для академической презентации оптимальным считается 1 слайд в минуту. Они, как правило, сильно нагружены информацией, и нужно постоянно останавливаться, чтобы все пояснить. В научно-популярной лекции нормальной скоростью будет 2–4 слайда в минуту — иллюстрируйте каждое слово.

Отрепетируйте

TED, «15×4», «Курилка Гутенберга», «Ученые против мифов» — почти любой лекторий потребует провести хотя бы одну репетицию перед вашим выступлением. Конечно, лекторы всегда слишком заняты или слишком знамениты для этого. Я тоже не любил репетиции, пока не провел одну на московском бранче проекта «15×4», — с тех пор не представляю хорошего выступления без предварительного прогона.

Хорошая репетиция проходит перед смешанной аудиторией, в которой есть и специалисты в вашей области, и неспециалисты. Первые могут заметить у вас фактические ошибки, которые вы сможете исправить до выхода на большую сцену. Вторые расскажут обо всех непонятных моментах. Наконец, и те и другие укажут на несоблюдение тайминга. Немало лекторов, которые рассказывают 15-минутную лекцию 40 минут.

Где найти аудиторию и место для репетиций? Проще всего присоединиться к профильным сообществам в вашем регионе. Например, проект «15×4» практически полностью посвящен репетициям, на которые может прийти любой желающий. Далеко не все рассказанное доходит до сцены, но польза от обратной связи велика в любом случае. Если поблизости нет офлайн-событий, договоритесь с организаторами бранча в другом городе и выступайте перед аудиторией по скайпу.

Если выступление на носу, а репетицию устроить не получается, репетируйте про себя. Я, например, включаю презентацию, представляю свою аудиторию и начинаю мысленно проговаривать текст каждого слайда, параллельно прокликивая их на компьютере. За 2–3 раза можно относительно неплохо подготовиться к любому выступлению. Правда, есть проблема со временем: лично у меня мысленный монолог идет намного быстрее, чем устный.

Подумайте о технике

Перед выступлением убедитесь, что презентация запустится там, где вы планируете выступать. Компьютеры везде разные, версии программ тоже, и то, что «летало» у вас дома, может не загрузиться на сцене. Для того чтобы избежать проблем, не используйте несистемные шрифты и не вставляйте в презентацию ссылки на видео (лучше вставить сами видеофайлы). Перед выступлением попросите организаторов прогнать презентацию со сцены, а еще лучше — прогоните ее сами.

Заведите себе ноутбук, кликер, флешку и все необходимые переходники (как минимум для разъемов VGA и HDMI), чтобы иметь возможность в любой момент заменить оборудование лектория на свое, на котором все точно заработает. Хотя даже это не идеальная защита от несовместимости: у меня было два выступления, где это не сработало. В первом случае лекция была в кинотеатре и оказалось, что интерфейс профессионального проектора отличался от того, что у меня был. Во втором через интерфейс HDMI предполагалось не только выводить презентацию на экран, но и отправлять ее в трансляцию через интернет. Мой компьютер, как оказалось, имел встроенную защиту от шпионов и заблокировал трансляцию как шпионскую утечку. Пришлось изобретать костыль на месте. Всем будет удобнее, если вы будете разбираться в технике наравне с организаторами: в конце концов, именно вам достаются и слава, и гонорар.

Наконец, рекомендую заранее заготовить шутки на случай, если в процессе презентации все сломается. В принципе, зрители поймут, если лектор будет стоять и молча хлопать глазами, глядя на синий экран смерти. Но все же лучше не прерывать общение с аудиторией вне зависимости от ситуации.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Где можно учиться по теме #наука