Елена Соболева увлеклась темой транспорта, работая в автомобильной компании. Она не верила в возможность получить техническое образование в этой области, но благодаря случайно прочитанной статье и желанию менять мир к лучшему оказалась в одной из лучших в мире транспортных магистратур. Для этого пришлось переехать в английский Лидс, привыкнуть к местному быту, приучить себя мыслить критически, начать видеть большие теории за невзрачными полевыми исследованиями и обнаружить, что учеба ради оценок — не всегда для галочки. T&P публикуют ее историю.

Елена Соболева

  • Возраст: 25 лет

  • Университет: University of Leeds

  • Степень: master' student

  • Специальность: транспортное планирование

  • Город: Лидс

В Университете Лидса я изучаю транспортное планирование. Для России это нестандартная специализация, но в Европе (и, в частности, в Англии) она весьма распространена. Это вид инженерного консалтинга, который занимается оценкой транспортной доступности, прогнозированием транспортной нагрузки на участок, который планируется застроить, и многим другим. Пожалуй, ее можно сравнить с финансовым консалтингом, только в транспортной отрасли.

Я учусь разрабатывать оптимальные варианты дизайна транспортной сети исходя из требований заказчика. Все это крайне интересно и требует знаний инженерии, экономики, нормативов, специализированных программ моделирования и других.

От машин — к дорогам

Я училась на экономическом факультете Московского политехнического университета (бывший МАМИ). Во время обучения получила позицию стажера в BMW Group Россия (университет сотрудничает со многими автомобильными компаниями) и по окончании учебы осталась там работать. Сменила несколько должностей в разных департаментах.

Если бы кто-нибудь мне тогда сказал, чем и где я буду заниматься через два года, я бы здорово посмеялась. Да, я подумывала о том, чтобы продолжить обучение за границей, и изучала варианты в Англии, в Германии и в Италии. Правда, тогда речи о транспорте еще не шло: я рассматривала факультеты, где обучают менеджменту (специализации, релевантной образованию, полученному в МАМИ).

Мысли о получении технического образования сперва даже и не было — более того, я даже не думала, что можно пойти в магистратуру по другой специальности!

Вместе с тем, работая в BMW Group, я увлеклась темой транспорта. Это кровеносная система практически любой экономики; правильно спроектированные дороги и развязки делают лучше жизнь любого города — а мне всегда хотелось оставить после себя что-то ценное. Я читала исследования по этой теме и однажды нашла статью о том, как государство и частные компании взаимодействуют друг с другом на предмет создания устойчивой транспортной инфраструктуры. Статья была написана профессором Университета Лидса — так я узнала об этом вузе и решила изучить его поподробнее.

Поступление

Все документы отправляются в электронной форме через сайт университета. Набор стандартный: сертификат на знание языка IELTS или TOEFL (у меня уже был сдан IELTS), мотивационное письмо, переведенный и заверенный документ о предыдущем образовании (причем оценки в дипломе влияют на возможность поступления, а требования по успеваемости можно найти на сайте университета). Еще нужны две рекомендации — как правило, одна с работы, вторая из университета.

Параллельно я еще подалась в Университет Ньюкасла — просто из интереса. Попытки бесплатны, почему бы и нет. Туда меня тоже приняли, но я решила учиться в Лидсе: его транспортная школа ежегодно лидирует по качеству образования и объему опубликованных научных работ.

Я поступила осенью, в декабре мне выслали официальное предложение, а сама учеба начиналась только с сентября следующего года. Необходимости ехать в Англию на разведку нет: все легко изучается через интернет и оплачивается онлайн. Надо сказать, британские университеты лояльны к иностранным студентам: перед началом обучения университет всегда на связи, сотрудники международного отдела пошагово рассказывают обо всех необходимых процедурах.

Стоимость обучения покрыл грант. Визу, билеты и страховку я оплачивала самостоятельно (они обошлись примерно в 1500 фунтов, а языковой экзамен на момент сдачи в 2017 году стоил около 17 000 рублей). Получение визы подразумевает интервью по Skype с иммиграционным офицером, и основная задача здесь — доказать, что ты реальный студент. Начитавшись новостей о том, что британцы всячески препятствуют въезду русских, обыскивают самолеты и чинят козни на границе, я, разумеется, нервничала, но все прошло значительно проще, чем предполагалось: ни одного лишнего вопроса на границе, еще и удачи пожелали. Таксист, правда, привез меня не туда, куда надо, но я так внимательно изучила по Google Maps место, где мне предстояло жить, что сразу сориентировалась.

Английская вежливость и неанглийская еда

Вариантов с жильем было немного: либо живешь в студенческом общежитии (мой случай), либо снимаешь что-то самостоятельно. Мое общежитие находится в 15 минутах ходьбы от кампуса. Вместе со мной живут еще пятеро ребят из Китая, c Тайваня и из Бразилии. У каждого своя комната, но кухня общая. Соседство, признаться, неидеальное и непривычное. Вроде атмосфера у нас международная, но разница в менталитетах чувствуется. Недопонимание может произойти на самых базовых уровнях. Китайцы, например, очень обидчивы и не всегда понимают шутки. Кроме того, китайцы много готовят, и все это сильно пахнет.

А вот традиционной английской еды (кроме знаменитых fish & chips и нескольких других блюд, например йоркширского пудинга или шотландского хаггиса) я не встречала: мы шутим, что национальная еда в Англии — это карри. Если заведение позиционируется как традиционное английское, там, скорее всего, будет фастфуд и пиво — пришлось к этому привыкать.

Первое время возникали трудности с пониманием языка. Язык в Лидсе отличается от того английского, на котором говорят, например, на BBC. Здесь иначе произносят некоторые звуки и глотают окончания. Если с общением в магазине у меня проблем не возникало, то первые лекции были настоящим вызовом: приходилось очень сильно напрягаться, чтобы понять, о чем говорит профессор. Но к этому быстро привыкаешь, и буквально через две недели язык перестал быть проблемой. Я даже заметила, что и мое произношение начало меняться и походить на речь местных. Русских в Лидсе мало, первые два месяца я по-русски совсем не говорила.

За соотечественниками надо ехать в Лондон, вот там повсюду русская речь.

Еще одно наблюдение: знаменитая британская вежливость — правда. Даже удивительно. Как-то мы с другом стояли в магазине у витрины, рассматривали ее и болтали о своем, а когда через пять минут обернулись, выяснилось, что за нами собралась целая очередь. Все при этом стойко и спокойно ждали, когда мы определимся с выбором. Ни одного негативного слова!

Учеба

Учебных пар у нас мало, свободного времени много, а вокруг столько всего интересного. Регулярно проходят встречи с профессионалами из разных отраслей. Организация под названием Go Active Go Travel устраивает туристические поездки (например, съездить на восточное побережье Йоркшира, в Фламборо, обойдется в 13 фунтов). Student Union (аналог российского профкома) организует разные мероприятия — от концертов и мастер-классов до распродажи винтажной одежды. Все это, как правило, происходит непосредственно в кампусе: Student Union занимает отдельное большое здание с двумя пабами, кафе, столовой, концертным залом и торговой зоной. Еще можно сходить в ночной клуб, заняться спортом (есть даже секция игры в квиддич) или просто пропустить по пинте пива с преподавателем — здесь это не возбраняется. Иногда говоришь кому-то, что идешь вечером “to the library”, а тебя переспрашивают: «To the library or to The Library?», потому что второй вариант — местный паб.

Но приходится расставлять приоритеты и держать себя в руках, потому что пропускать лекции нельзя — да и не очень-то хочется. Программа длится всего год, чтобы на нее попасть, были приложены слишком большие усилия — странно в таких обстоятельствах тратить время на вечеринки. Это все понимают, так что международные студенты магистерских программ — редкие гости в ночных клубах.

Я думала, учеба в Англии — это яркие тусовки. Оказалось, это ночи с кофе в библиотеке.

У меня очень много курсовых работ — в первом семестре, например, их было 6, и еще 2 экзамена. Учеба занимает 2,5–3 дня в неделю. Длится такой режим с сентября по апрель (два семестра), потом экзамены, а летом мы защищаем диссертацию, которую пишем еще во время учебы.

Основная идея британского образования — не обучить конкретному предмету, а научить учиться, чтобы изучить все самостоятельно. Профессора показывают вектор, а дальше все зависит от того, насколько далеко и глубоко ты изучишь тему, которая тебя интересует. Преподаватели моего университета не объясняют, как писать курсовые работы, и даже видя, что ты не прав, никогда тебе об этом не скажут. В лучшем случае намекнут, но чаще просто дадут возможность через дальнейшее самостоятельное изучение темы понять, где ты ошибся.

Данные с парковки

Одно из главных моих впечатлений от учебы — важность мелочей и деталей. Например, вот как выглядело одно из исследований: мы вышли на улицу и принялись записывать, какая машина как долго и где была припаркована. Меня поразило, что вот так просто собирается информация, на основе которой потом строятся математические и поведенческие модели (обычно это часть комплексного исследования, которое помогает городу разрабатывать транспортную политику). Собранные таким образом данные помогают понять, как парковка влияет на транспортную загруженность, на снижение скорости потока в час пик, на движение общественного транспорта и т.д. При этом правильный сбор данных — отдельная наука.

Интересно было наблюдать за реакцией водителей: пытаясь понять, чтό группа из 30 человек в светоотражающих жилетах делает у дороги, они притормаживали, и скорость транспортного потока снижалась еще сильнее.

У каждого профессора, кажется, на лбу написана рекомендация мыслить критически — то есть подвергать сомнению все умозаключения. Если было проведено исследование, то значимо ли оно статистически? Релевантны ли результаты для всей страны, если исследование было проведено в одном городе? Могут ли результаты, полученные в стране с развитой экономикой, быть применены в стране с развивающийся экономикой?

Это тот момент, который дался мне особенно тяжело: я привыкла, что в России сидишь на лекции и просто конспектируешь, а тут такого нет: все лекции есть в интернете, можно перечитать, но зато тебя учат думать.

Здесь очень строгие регламенты. За минуту опоздания при сдаче курсовой могут снять баллы. Все работы в обязательном порядке проверяются на плагиат, и даже если ты случайно забыл поставить кавычки, будут санкции: либо заставят переписывать (просто закавычить забракованную цитату нельзя — надо подбирать другой источник), либо отчислят. А если на экзамене ученика заметят за попыткой списать, отчисляют без разбирательств (правда, никто особо и не рискует). Получить даже четверку (здесь 80-балльная система, я называю эквивалентную оценку) очень трудно: например, я получила 69 баллов из 80 за работу, над которой трудилась почти месяц, изучив более 30 источников. Притом что университет всегда дает развернутую обратную связь по каждой работе, оспаривать оценки нельзя.

Зато отличники быстро трудоустраиваются: работодатели знают, чего стоят их баллы.

Если заканчиваешь обучение на отлично, к степени припишут: «Master of Science with Honours».

Перспективы

Мне нравится то, что я делаю: новые знания позволят приносить результаты, которые будут влиять на решения на уровне города или даже страны. Сфера транспортного планирования сейчас развивается: с каждым годом можно видеть все больше проектов и запросов на исследования со стороны государства и частных компаний (как в России, так и за рубежом). Получение степени магистра только первый шаг: профессиональный транспортный планировщик должен быть сертифицирован и иметь портфолио. Сейчас я обдумываю свою будущую карьерную стратегию — лекции идут до мая, дальше защита, в сентябре учеба закончится.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Где можно учиться по теме #урбанистика