Все вздохнули с облегчением, когда стало понятно, что Нотр-Дам хоть и пострадал, но не разрушен и может быть восстановлен. Издание Artnet составило список главных ценностей, хранившихся в соборе и уцелевших, — лишний повод узнать больше о памятнике, который значит для всех нас больше, чем мы подозревали. Публикуем его с небольшими дополнениями.

Реставраторам еще предстоит оценить масштаб разрушений: вероятно, сильно пострадали от воды полотна XVII–XVIII веков, находившиеся внутри собора; неизвестна судьба знаменитых каменных химер. Но вот что точно удалось спасти.

Терновый венец

Самая ценная реликвия собора представляет собой венок из колючего растения, скрепленный золотой проволокой. Он хранится в реликварии, ножка которого украшена фигурками трех монархов: византийская царица Елена в 1063 году привезла венец из Иерусалима в Константинополь; император Латинской империи (существовала на территории Византии в 1204–1261 годах) Бодуэн (Балдуин) II де Куртене за долги заложил его Венецианскому банку; французский король Людовик в 1238 году выкупил венец за 135 тысяч ливров (по некоторым подсчетам, это около 117,3 млн евро в ценах 2016 года) и поместил в быстро по такому поводу построенный собор Сент-Шапель.

После Французской революции Терновый венец был выставлен на всеобщее обозрение в здании Национальной библиотеки, его старый реликварий переплавили. В 1806 году Наполеон вернул реликвию Церкви. Для венца сделали новый реликварий в виде прозрачной капсулы и поместили его на хранение в ризницу Нотр-Дама. А уже в 1840-е руководивший реставрацией Нотр-Дама сделал еще один реликварий с фигурками Елены, Бодуэна и Людовика.

Туника короля Людовика Святого

Считается, что именно в этой тунике (и босиком) Людовик встречал Терновый венец.

Реликварий в виде петуха

Упал вместе с обрушившимся шпилем, но позже был найден среди обломков. Внутри бронзовой фигуры петуха — символа Франции — хранятся мощи святой Женевьевы и святого Дионисия — покровителей Парижа.

«Майские картины»

Серия живописных полотен, выполненных по заказу Гильдии ювелиров Парижа в 1630–1707 годах. С 1449 года гильдия каждый год на 1 мая преподносила собору дары: сначала это были ювелирные изделия, а с 1630 года — картины на библейские сюжеты, которые обычно заказывали членам Королевской академии художеств. В начале XVIII века в результате реформ Жан-Батиста Кольбера гильдия столкнулась с финансовыми трудностями и в конце концов прекратила свое существование. Во время Французской революции полотна были вывезены в Лувр, затем возвращены Наполеоном, затем во время реставрации снова вывезены — частично. Из 76 полотен сохранились около 50, в Нотр-Даме на момент пожара находились 13 — некоторые удалось эвакуировать.

Бронзовые статуи

16 бронзовых статуй — 12 апостолов и 4 евангелиста — были сняты со шпиля собора для реставрации всего за несколько дней до начала пожара.

Розы

Три огромных круглых витража, датируемых XIII веком. Северная и южная розы, составляющие парную композицию, посвящены евангельским сюжетам и литургическим символам. На западной можно увидеть сценки крестьянского труда и знаки зодиака, символизирующие годовой цикл.

Орган

Первый орган появился в соборе в XIII веке. В 1401 году его обновили, установив на каменной плите над западным входом, и с тех пор он постоянно рос, пока в XVIII веке не достиг теперешних размеров. Во время революции орган не пострадал (на нем исполняли «Марсельезу»). Его неоднократно перебирали, перенастраивали и реставрировали (в последний раз — в 1992 году), сохраняя, впрочем, насколько это возможно, старинные трубки.

Во время пожара он уцелел, хотя и пострадал.

Колокола

Самый знаменитый колокол собора — 13-тонный басовый Эммануэль по прозвищу Шмель, чей звон возвестил об освобождении Парижа от немцев в 1944 году. Меньшие колокола — Мари, Габриэль, Анн-Женевьев, Дени, Марсель, Этьен, Бенуа-Жозеф, Морис и Жан-Мари — отлиты в 2012 году; их предшественники появились во время реставрации XIX века, но диссонировали с Эммануэлем, а более ранние были переплавлены во время Французской революции.