Сегодня искусственный интеллект становится частью повседневной жизни не только в виде сервисных ботов, рутинно записывающих нас к врачу или на тренировку, но и как создатель произведений искусства. Warner Music подписала первый в истории музыкального бизнеса контракт с алгоритмом, на аукционе Christie’s картину, созданную ИИ, продали за $432 тысяч. Композитор, звукорежиссер и преподаватель Moscow Music School Александр Сенько рассказывает, как человек и машина сотрудничают при написании хитов, почему не стоит переживать о «восстании машин» в музыкальных чартах и кого стоит считать автором произведения, когда в дело вступает искусственный интеллект.

Зачем человеку алгоритм?

Говоря о работе и безопасности, люди опасаются, что машины могут заменить их на производстве, превзойти интеллектуально и, в самом катастрофическом сценарии, поработить. В сфере искусства эти вопросы не стоят так остро — скорее обсуждается, должен ли музыкант или художник «работать руками». В обывательском представлении произведение, созданное с помощью нажатия кнопки, вовсе не является искусством. Но это далеко не так: технологии не уничтожили «человеческое мастерство», а расширили творческие возможности музыкантов.

Американский композитор, доктор химических наук и позднее магистр музыки Лежарен Хиллер первым применил компьютер для алгоритмической генерации музыки. Его самая знаменитая работа «Сюита Иллиака для струнного квартета» («Иллиак» — название компьютера, на котором она была разработана) вышла в 1957 году.

С тех пор все больше музыкантов становятся программистами. Некоторые из них осваивают имеющиеся языки музыкального программирования, другие создают свои. Например, в 1990-х годах заместитель директора Центра исследования в вычислении и искусствах и преподаватель музыки в Калифорнийском университете Миллер Смит Пакетт создал авторский алгоритм MAX — графическую среду проектирования для музыки и мультимедийного синтеза. Он также является автором Pure Data — платформы по созданию интерактивной компьютерной музыки в режиме реального времени.

Расширенные технические возможности внесли радикальные изменения в ядро творческого процесса. Теперь композитор может выстроить последовательность частей (так называемых блоков), а создание их музыкального наполнения поручить алгоритму. Такое развитие музыкального производства предвидел известный композитор и архитектор Янис Ксенакис:

«С появлением компьютеров композитор станет чем-то вроде пилота: ему останется только нажимать на кнопки, вводя координаты, и осуществлять контроль над путешествием корабля в пространстве музыки».

При создании современной музыки используются сложные ритмические фигуры — изменения темпа, или микротоновые интервалы, которые легко описываются математическими моделями. Но держать в голове огромное множество этих моделей — задача, превышающая возможности обычного человека, зато вполне посильная алгоритму. Алгоритм способен вместить в своей памяти большое число музыкальных комбинаций, анализировать их и в нужное время использовать. С помощью программы можно создать произведение, сочинить которое человеку было бы очень трудно или даже невозможно.

Например, австрийский музыкант и разработчик программ Карлхайнц Эссль создал программу Lexikon-Sonate. Он проанализировал музыку разных времен и стилей — Бетховена, Шенберга, Штокхаузена, Сесила Тейлора и т. д., — выявил характерные закономерности и создал алгоритмический музыкальный генератор. На основе разных стилей и уже существующих произведений программа создает множество вариантов музыкальных композиций.

Кстати, сыграть их человеку не по силам. Машина может исполнить произведение для целого «виртуального» оркестра, убрать ограничения, связанные с человеческими возможностями аппликатуры. Американский рок-музыкант Фрэнк Заппа так отозвался о своей работе с программируемым синтезатором «Синклавир»: «С „Синклавиром“ можно использовать самые разные группы воображаемых инструментов для исполнения самых трудных пассажей с точностью в одну миллисекунду».

Зачем алгоритму человек?

Алгоритм может создавать бесконечное число сложных музыкальных комбинаций, но именно человек выбирает вариант (или комбинацию вариантов), который претендует на статус произведения искусства.

Не зря в произведениях алгоритмической музыки принято указывать имя создателя программы. Считается, что именно он является автором-композитором, тогда как программа остается всего лишь инструментом. Но даже если человек задействует чужие алгоритмы, все равно только он определяет, какую именно программу и с какими настройками использовать, и может считаться автором.

История показывает, что большинство новаторских музыкальных произведений было создано благодаря импровизации, отказу от общепринятых норм и правил. Существует целый ряд жанров, в которых импровизация и взаимопонимание между музыкантами играет ключевую роль. Пока люди справляются с этим гораздо лучше, чем алгоритмы, хотя и есть интересные разработки, позволяющие программам взаимодействовать с живыми музыкантами.

Так или иначе, кажется, что музыканты и алгоритмы отлично работают в команде. Вплоть до обмена ролями, когда «человеческий» оркестр исполняет произведение, написанное компьютером.

Что будет дальше?

Вот какие тренды можно наблюдать в этой области.

Интерактивная музыка — пресловутое взаимодействие алгоритма с живыми музыкантами.

Использование в создании музыки теории хаоса (описывает нелинейные динамические системы вроде толпы) и L-систем (описывают различные древовидные структуры и фракталы). Музыка сможет быть похожей на турбулентность, колонию дрожжей, лист папоротника или бурю, разразившуюся от взмаха крыла бабочки.

Использование нейронных сетей, которые, в отличие от алгоритмов, не программируются, а обучаются. В каком-то смысле можно сказать, что музыка начнет писать себя сама. Под руководством человека, конечно.

Что послушать из алгоритмической музыки

Янис Ксенакис. «Morsima-Amorsima»

Произведение основано на математической теории марковских цепей и рассчитывается таким образом, чтобы звуки стали последовательностью случайных событий с конечным числом исходов (цепью Маркова).

Янис Ксенакис. «GENDY3»

Произведение, созданное Ксенакисом с помощью им же разработанной программы GENDYN, которая генерирует звуки через динамический стохастический синтез.

Karin Lustenberger. «Fuckinglikeacashflow»

Композиция, основанная на динамике курса евро в период с марта по август 2013 года.

Patricio da Silva. «Artificial Life III»

Алгоритмическая композиция, созданная при участии искусственного интеллекта.

Rino Petrozziello. «Pure data algorithmic music»

Композиция, написанная в программе Pure Data (видео демонстрирует ее графический интерфейс в реальном времени).

Eli Fieldsteel. Chandelie (a)r. «Composition for Fixed Media»

Композиция, написанная на языке Csound с использованием семплов из библиотеки Freesound.

Pedro Gómez. «Time Asymmetry of Entropy, for string quartet»

Фрагменты алгоритмического струнного квартета, который был задуман таким образом, чтобы у слушателя складывалось ощущение все увеличивающейся энтропии (впрочем, с сохранением связности и дискурсивности), поэтому за основу алгоритма взят второй закон термодинамики.

James Mobberley. «Spontaneous Combustion»

Пьеса «Спонтанное горение» для солиста и аккомпанемента, который генерируется компьютером из звуков, производимых солирующим инструментом (в данном случае это саксофон). По сути, пьесу исполняет всего один инструмент — демонстрируя при этом различные формы отношений в ансамбле.

Pamela Z. «Attention. Del Sol String Quartet Live at the Exploratorium»

Пьеса для струнного квартета, видео, голоса и мобильных телефонов исследует, как современная культура бросает вызов вниманию и сосредоточенности.

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Где можно учиться по теме #музыка