Визионерские конкурсы — соревнования, где молодые специалисты предлагают свое видение будущего в самых разных областях — только набирают популярность в России. Борис Латкин, генеральный директор компании Rocket Group, которая недавно провела открытый визионерский конкурс на разработку проекта технополиса нового поколения, рассказывает о типичных ошибках тех, кто пытается предвидеть будущее.

Оторванность от действительности

Визионерские проекты призваны заглянуть в будущее, чтобы взять оттуда новые идеи, концепции и подходы к решению проблем. Другая важная цель — адаптировать новые решения к реальности. Мало придумать прорывную идею — нужно понять, как реализовать ее с помощью доступных ресурсов. Хватит ли выделенного бюджета на строительство всех объектов инфраструктуры? Возможно ли решить задачу с помощью сегодняшних технологий? Соответствует ли проект конкретным климатическим условиям?

Например, квартал из небоскребов с вертикальным озеленением и транспортной системой из квадрокоптеров не подойдет для средней полосы России. Застройка из высотных зданий предполагает огромные бюджеты, а поддержание вертикального озеленения зданий в зимнее время требует колоссальных энергозатрат и дорогостоящих инженерных решений.

Футуризм ради футуризма

Типичный пример — застройка с эффектными зданиями необычной формы. Картинка выглядит красиво, но без полезной функциональности такие решения не придают проектам новых смыслов и ценности.

Сюда же можно отнести использование концептов и технологий, которые невозможно реализовать в ближайшем будущем. Например, здания-трансформеры. Сегодня это активно развивающийся тренд, но в то же время они очень дороги в производстве. Трюки с модификацией сооружений должны быть функционально и экономически оправданны, но автор соответствующих расчетов не сделал.

Часто визионеры очень любят внедрять в проект транспорт будущего, например беспилотные электромобили. Да, это — красиво, экологично и футуристично. Но на небольшой площади технополиса вполне можно обойтись обычными велосипедами, решив таким образом еще и проблему малоподвижного образа жизни современного человека.

Многие забывают связать транспортные сети и пути миграции человека с ближайшими агломерациями и мегаполисам. В генплане Китая на много десятков лет вперед уже закладывают футуристические транспортные решения, вплоть до летающего. И города у них вырастают, исходя из понимания, что, когда активно будут использовать летающие капсулы, им нужно где-то будет перемещаться.

Отсутствие общей концепции

Другая распространенная ошибка — излишняя детализация без продуманного объединяющего концепта. Каждый объект в таких проектах детально проработан, но разные части задумки не связаны между собой. В итоге совершенно непонятно, как будет работать вся экосистема.

Авторы проектов зачастую зонируют территорию в традиционной парадигме — четко разделяют пространство на участки с конкретным функционалом: «служебная» жилая функция, коммерция, социальная инфраструктура , места приложения рабочей силы и т.д. Детально все прорабатывают, но общего концепта, связывающего все в единое целое, часто не предлагают. Такой подход повторяет существующую парадигму организации существующих городов.

Расставляйте приоритеты: сначала продумайте общую идею, механику работы проекта и взаимосвязи между его составляющими, а уже потом уже наполняйте матрицу конкретным содержанием.

Статичность

Для визионерского подхода необходимо понимание, как будет развиваться проект в будущем. Застывшая картинка уже завтра будет неактуальна, а идеи и концепт авторов окажутся бесполезными.

Как могут выглядеть подобные промахи? Например, авторы закрепляют за конкретными участками их функционал, но не учитывают, как будут развиваться соседние агломерации и инфраструктура, а также как будет видоизменяться сам технополис.

Чтобы понять, как проект будет вести себя в будущем, нужно проработать несколько альтернативных путей развития, выделить ключевые этапы роста и т. д.

Невнимание к настоящему

Иногда конкурсанты слишком увлекаются поиском новых фантастических идей, забывая о богатой фактуре, которая есть в настоящем, и зачем-то изобретают велосипед. В нашем конкурсе практически все команды забыли про возможности, уже имеющиеся в инфраструктуре: например, разрабатывая транспортную инфраструктуру, предложили для пассажирских перевозок электробусы и другие инновационные виды транспорта, но не вспомнили про железную дорогу в ближайшей доступности.

Неверный фокус

Визионерские концепты требуют комплексного междисциплинарного подхода. Но иногда команды, работающие над проектом, собираются по принципу «кто был под рукой — того и взяли».

Например, для визионерского проекта по биологии необходимы биохимик, IT-специалист и собственно биолог. Но в конкурсе решили участвовать два разработчика, которые подключили к работе своего знакомого проджект-менеджера. Сможет ли такая команда предложить успешное решение? Возможно. Но есть большая вероятность, что их проект сфокусируется на программных решениях, а биологическая специфика учтена не будет. Но что же делать, если принять участие в конкурсе очень хочется, а среди знакомых нет нужных специалистов? Подключать к проекту внешних консультантов.

Формализм

Иногда участники не понимают поставленных перед ними визионерских задач и применяют такие же подходы, как и к обычным конкурсам. Например, в случае с визионерскими конкурсами по архитектуре и урбанистике предлагают обычное графическое решение, бездумно следуют техническому заданию, не наполняют проект по-настоящему новыми идеями. Этот промах лишает участие в визионерском конкурсе (главная цель которого — заглянуть в будущее) всякого смысла.

Где можно учиться по теме #урбанистика

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.