«Через 10 лет степень по философии в университете будет стоить в несколько раз больше, чем степень по программированию», — сказал в интервью 2018 года американский миллиардер Марк Кьюбан. Если нейросети и алгоритмы и правда заберут у человека большую часть работы, значит, конкурентным преимуществом на рынке труда станут качества и навыки, которые автоматизации не поддаются, и есть смысл прокачивать их уже сейчас. Альберт Шарафутдинов основал для этого образовательную платформу Scholé с курсами по soft skills. T&P спросили его о том, пора ли вписывать их в свои резюме и при чем тут знания о вине и йоге.
Новые ценности
— Все вокруг говорят о необходимости «прокачивать soft skills». Это действительно настолько важно, или просто мода?
— Потому что это человеческий базис — а когда он есть, человеку можно передать любые hard skills. Если человек может думать и критиковать, он также может изобретать, высказывать новые идеи, быть оригинальным и более продуктивным.
— А все эти разговоры о профессиях будущего?
— Профессии мы будем менять каждые 10 лет.
Когда я работал в Look At Media, мы с коллегами создали лабораторию по исследованию будущего — по сути, изучали тренды (например, мы первыми выявили момент кризиса маскулинности). Это был 2014 год, и уже шесть лет я изучаю будущее. В 2017 году стало понятно, что прорывы в области искусственного интеллекта ведут в новую эпоху, к которой мы не готовы, и пора отвоевывать наши человеческие навыки у нейросетей, учиться тому, что не потеряет ценности.
— О чем речь? Как вообще объяснить, что такое эти самые soft skills?
— В отличие от hard skills — например, вождения автомобиля или программирования, — soft skills неизмеримы и относятся к уровню нашего мышления. К ним можно причислить критическое и креативное мышление, решение проблем (problem solving skills), эмпатию, гибкость, тайм-менеджмент, умение сотрудничать, доносить и презентовать свои идеи.
Очевидно, что люди до сих пор не умеют договариваться — этому не учат в университете, а между тем этот навык является базовым в построении карьеры,
реализации идей и вообще встраивания себя в социум. ИИ может отнять у нас работу, имитируя разум, но разумным он быть не может, как показал прекрасный эксперимент с китайской комнатой.
«Китайская комната»
Мысленный эксперимент американского философа Джона Серла, преследующий цель доказать, что искусственный интеллект не может мыслить как человек. Суть эксперимента в том, что с помощью подробной инструкции человек может создать у стороннего наблюдателя впечатление, что знает китайский язык, на самом деле его не зная. Так и искусственный интеллект может создать иллюзию мышления, не мысля.— Их
— Монетизация soft skills — это тоже soft skill. Как о себе рассказать, как упаковать информацию, как подать и вдохновить; практика сторителлинга тут приобретает огромную важность.
Я работал в компании, у меня была высокая позиция, но
Но в первую очередь для продажи себя нужна осознанность — понимание и знание собственных ресурсов, потому что твои лучшие качества можно конвертировать в деньги. Мы создали курс Mindfulness, который позволяет управлять вниманием, понимать, где находитесь вы, а где ваша социальная роль, что достойно рефлексии, а что нет, как наслаждаться простыми вещами и чувствовать себя счастливым — именно к этому стремится любой человек, только идет не теми путями.
— Перечисление soft skills в резюме поможет мне получить работу мечты? Что говорит рынок?
— Рынок уже готов к тому, чтобы делать акцент на
Компании сталкиваются с реальным дефицитом кадров и вынуждены проводить массу тренингов для того, чтобы хоть как-то заточить сотрудников под современные критерии эффективности
(классический пример про «забудьте все, чему вас учили в университете»). Красивые резюме во время общения с кандидатом разваливаются на части. Сам я, когда ищу сотрудника, никогда не читаю резюме: мне достаточно поговорить с человеком, чтобы понять, как тот мыслит и решает те или иные задачи.
Одна из задач проекта Scholé как раз в том, чтобы помочь рынку, переделать его и постепенно придать ценность умению думать, а не обладанию фиксированной экспертизой. Вот тут цена и ценность образуют наконец синергию.

Расшатать индустрию
— Как появилась Scholé?
— В школе я всегда был троечником. Мог бы учиться на пятерки, но не понимал систему образования, которая построена на гонке за оценками и сравнении себя с другими. Наверное, в этом главный мой триггер к попытке понять, как устроена культура, как мы в ней взаимодействуем, как знания и данные помогут всем нам сформулировать будущее.
Я ушел из Look At Media, чтобы со своим деловым партнером сделать собственный проект Kosmos, который трансформировал нас самих. Возник вопрос — где этим навыкам научиться, если образование застряло где-то в 2000-х?
— Настолько плохо?
— В Scholé мы активно изучаем поколение Z — многие хотят быстрее окончить школу, потому что ненавидят ее, скорее окончить универ, потому что это не в кайф. Вузы не дают современных навыков и не учат тому, что может пригодиться в текущей реальности. Молодое поколение разочаровалось во всех образовательных ценностях, поэтому и идет учиться туда, где есть практика. Университеты оказались не готовы к запросу поколения, сами знания не пригодились. Сегодня Google знает больше всей университетской системы.
Мы решили взять на себя миссию немного эту индустрию расшатать. Сказать, что
пора заканчивать изучать маркетинг по учебнику Котлера 1984 года.
Платформа Kosmos, которую мы создали в апреле 2017 года, по сути стала манифестом в области нового образования и предпосылкой для создания Scholé. Мы заявили: не нужно больше учиться профессиям — они будут отмирать и автоматизироваться. Параллельно социологи подняли вопрос этики и ИИ, мы увидели постправду, феномен Трампа. И поняли, что пришло время понять, что вообще такое современное человеческое сознание, как его эффективно применять, что для этого делать.
— Почему за этим лучше пойти в Scholé, а не учиться самому?
— Самообразование — это прекрасно, но почему бы не сократить время и не пойти к эксперту, чтобы получить гарантированный результат? Это естественно для современной рыночной парадигмы, в которой люди привыкли потреблять, когда на это есть время и средства. В рамках курса есть эксперт, программа и цель, когда понятно, что за
Я сейчас учусь самостоятельно, выбираю книги или эксперта, получаю знания и сразу иду практиковать. Но я прокачивал навык самообразования долгие годы — к сожалению, не у всех есть такая возможность. Scholé предоставляет тебе эксперта, задача которого — передать и развить определенный навык. Здесь есть поддерживающая среда, где можно получать обратную связь.
— Как вы подбираете преподавателей?
— Опираемся на их опыт в той или иной сфере, мировоззрение и научную экспертизу, умение вдохновить и лаконично передать материал. В нашей команде работают кураторы, которые помогают спикерам структурировать контент курса и упаковывают его в программу.
Студент и преподаватель выступают на равных и в
Практика и гедонизм
— Вы говорили о неизмеримости solft skills, но курсы у вас прикладные.
— Практика приземляет навыки и дает понимание того, как они могут работать в жизни. Например, курс «Критическое мышление» научит анализировать информацию, поможет развить навык ее структурирования, логику. Но все это не будет иметь ценности, пока ты не научишься эффективно доносить информацию до людей. В этом курсе мы будем не докапываться до философских проблем, а на примере новостей о Трампе научим разоблачать трюки СМИ и видеть свою роль в этой системе. Мы в Scholé вообще про «я».
— А какое отношение ко всему описанному выше имеет, например, курс сомелье или йоги?
— Это как раз про древнегреческий подход к получению знаний — про удовольствие и гедонизм. Вино заставляет почувствовать жизнь, и если ты начинаешь исследовать вина, потому что тебе нравится, то это меняет тебя в целом. Когда ты дегустируешь вино, то начинаешь фокусироваться на моменте и становишься тем, кто ты есть. Как это делать, мы забыли. То же можно сказать про йогу: когда ты начинаешь лучше понимать себя, это неизбежно влияет на взаимодействие с миром и на успех в самых разных областях. Опираясь на наши ощущения, мы принимаем правильные решения и можем быстрее достигать цели.
Мне близка идея древних греков об обучении в удовольствие. А поскольку учиться мы будем всегда, то нужно, чтобы сам процесс обучения не казался долгим и нудным. Именно поэтому я обратился в сторону радости знания.
Западный мир сосредоточен вокруг интеллекта и завязан сплошь на концептах, которым приходится следовать. В этой парадигме потерялись чувства,
но именно они лежат в основе личного успеха, и на чувствах мы делаем акцент при создании курсов.
Комментарии
Комментировать