Мы остановили расширение озоновых дыр, увеличили продолжительность жизни вдвое за последние сто лет, создали эффективную систему здравоохранения, однако проблема глобального потепления не решена до сих пор. Специалист отдела инсайтов инновационного фонда Sitra при парламенте Финляндии Йенна Ляхдемяки-Пеккинен во дворе Института «Стрелка» рассказала, как не бояться негативных трендов и чем ответить им прямо сейчас. О полезных привычках и важности образования — T&P записали основные тезисы.

Постледниковое образование: поступи правильно

Лекция. 28 мая 2019. Двор института «Стрелка»

Йенна Ляхдемяки-Пеккинен

Специалист отдела инсайтов инновационного фонда Sitra при парламенте Финляндии

Инновационный фонд Sitra при правительстве Финляндии ставит амбициозную цель — общее благосостояние планеты и создание такого видения будущего, которое побудит людей к действиям. Фонд занимается научными исследованиями и проектами в пяти тематических областях: прогнозирование, образование, углеродно-нейтральная циркулярная экономика, способность к обновлению и устойчивая экономика.

Темы, с которыми мы работаем, очень амбициозные, глобальные. Чтобы двигаться в сторону наших целей, мы задействуем разные инструменты — производим новую информацию, пытаемся ее переосмыслить в различных формах, повышаем осведомленность, работаем с организациями, с отдельными людьми, помогаем выстраивать взаимосвязи, стимулируя общественные изменения, проводим различные пилотные проекты. Может быть, вы слышали о нашем эксперименте с базовым доходом: это был не наш проект, но мы участвовали в этом пилоте.

Для того чтобы стимулировать системные изменения, которые касаются различных организационных моделей и форм взаимодействия, мы должны:

  • задействовать множество интересантов и множество секторов, учитывать сложность общества;

  • понимать, чтó стоит за поведенческими моделями людей;

  • понимать, что от осознания проблемы до конкретных изменений в поведении и потреблении должен пройти достаточно долгий путь;

  • генерировать множество различных видений, которые будут конкурировать между собой, — видение нельзя навязывать сверху; необходимо, чтобы будущее было инклюзивным и открытым для всех.

Жить стало лучше?

В 1820 году из 100 людей только 17 могли получить образование и только один жил в демократическом обществе. Сейчас на каждые 100 человек 56 живут в демократическом обществе и 86 получают образование.

Конечно, по-прежнему существует огромное неравенство — и между разными странами, и внутри стран, но глобально прогресс очень впечатляющий. Однако когда в одном из недавних опросов людям в разных странах задавали вопрос, лучше ли они живут сейчас, чем 50 лет назад, бóльшая часть респондентов из западных стран заявила, что сейчас они живут хуже.

Это подводит нас к вопросу о том, почему люди потеряли веру в будущее.

Изменилась природа работы. Работа больше не гарантирует стабильность в будущем, не гарантирует нам увеличение дохода. Экономический рост не способствует росту частного благосостояния и улучшению нашей ежедневной жизни, как это происходило раньше.

Экологический кризис — проблема, которую многие считают главной угрозой. 82% финнов считают, что это значительная угроза, 70% опрошенных надеются, что новое финское правительство сможет провести новую климатическую программу, которая позволит минимизировать климатические риски. В 2015 году 29% респондентов говорили о том, что они что-то изменили в своих привычках для того, чтобы вести более экологичный образ жизни, — сейчас об этом говорит 51% респондентов. Осведомленность молодых людей в области экологических проблем повысилась с 39,5% до 70%. Мы провели так называемый лайфстайл-тест, в котором анализируются ваши бытовые привычки с точки зрения экологии — несмотря на то что тест на английском, его прошли 700 тысяч человек из всего 5,5-миллионного населения Финляндии.

Еще один мегатренд 2018 года — это уставшая демократия и нестабильность. Каждый мегатренд мы изучаем отдельно. Но необходимо изучать их все в совокупности, поскольку они все взаимосвязаны.

Чем ответить на мегатренды

Мы всегда можем что-то изменить и направить развитие будущего в ту сторону, в которую нам хочется. Вот несколько принципов действия.

Действовать в планетарном масштабе. Часто проекты проваливаются, потому что они слишком амбициозны в плане графика реализации. Если мы хотим, чтобы проект был успешным, он должен быть принят на институциональном уровне.

Новая фаза в геополитике требует международных инвестиций и сотрудничества международных институций. Именно это станет источником стабильности. Например, используя финские биоэнергетические решения в Канаде, мы сможем снизить глобальный уровень выброса углерода на 25%.

Развивать прогрессивные социальные политики. Они базируются на трех элементах: прогрессивном администрировании и управлении, циркулярной экономике (она подразумевает потребление с учетом планетарных ограничений, а вместо накапливания и обладания — переработку) и обучении на протяжении всей жизни.

Что делать прямо сейчас

Недостаточно сказать — необходимо разработать конкретный план действий и вписать этот план в свой календарь. «Теперь я буду вегетарианцем» или «Теперь я стану ездить на велосипеде» — что бы ни вписывалось в ваш ритм жизни, вы должны сделать это системным, вы должны сделать это привычкой.

В Финляндии около тысячи людей уже присоединились к программе, дали обещание в плане снижения собственного негативного воздействия на окружающую среду для того, чтобы к 2050 году снизить общий углеродный след. Я упоминала тест на экологичность образа жизни — 44% тех, кто его прошел за последний год, ни разу не летали самолетом, люди все чаще выбирают путешествие на поезде.

Каждый финн создает ежегодно примерно 10 тысяч кг выбросов углерода. Если мы хотим, чтобы климатические изменения не превысили 1,5 С°, к 2030 году это значение необходимо сократить в три раза, к 2050-му — в 10 раз. Следующие несколько лет, скорее всего, будут самыми важными в нашей истории.

Как работать на перспективу

В этом нам поможет образование. Мы выпустили книгу, которая называется «Устойчивое развитие благосостояния человечества и будущее образования». Ее ключевая идея в том, что построение более устойчивого будущего должно стать основной целью школ и университетов. Тема устойчивого развития должна быть интегрирована в учебные программы. По сути, все должны стать экологами.

Вот что необходимо, чтобы эффективно внедрять устойчивое развитие через образование.

Вовлеченность. Из ряда исследований и отчетов следует, что некоторые студенты и профессора не чувствуют, что у них адекватный уровень квалификации и знаний. Им кажется, что это очень сложная тема.

В основном экологические инициативы сводятся к сортировке мусора пару дней в году. Более глобально люди не готовы подойти к этой проблеме.

Глобально эта тема вызывает апатию.

В одном из исследований говорится о том, что эмоциональный подход, открытое обсуждение сложных проблем и обучение в форме проектов помогает выстроить базу для нового типа мышления. Эту тему раскрывает документальный фильм «Самый потенциально успешный ученик». Дети, которые сами предлагают темы проектов, а затем реализуют их, на экзаменах показывают более высокие результаты, чем студенты, которые не вовлекаются в подобные проекты. Когда на протяжении учебного года проводятся выставки, демонстрируются проекты студентов, они начинают более серьезно относиться к тому, что делают.

Кросс-предметность. Школьные программы организованы по предметам. Экология часто подпадает в свод биологии и теряет более важный социальный аспект.

В институте я изучала политические науки. И наша образовательная программа включала рассмотрение экологических проблем с точки зрения политической науки. Именно на такой подход все более и более ориентированы университеты.

Life Long. Мы живем все дольше, и образование теперь должно длиться всю жизнь. Чтобы успешно совершить переход к более устойчивому будущему, необходимо вовлекать все возрастные группы.

Развитие креативного мышления. В отсутствие стабильности и устойчивости нужно учиться мыслить по-новому. Недостаточно аккумулировать знания и опираться только на логику: решать «нерешаемые» проблемы помогает и интуиция. Но она обычно очень плохо интегрирована в формальную систему образования. Астера Ами, автор одной из статей в нашей книге, приводит несколько примеров того, как ученые совершают прорыв, полагаясь на собственную интуицию.

Готовность к трансформациям. Мы должны отказаться от тех экономических моделей или образов мыслей, которые показали свою губительность, — даже несмотря на то, что мы к ним привыкли. Нужно быть готовым посмотреть на ситуацию глобально, как бы сверху, и выбрать из доступных парадигм наиболее подходящую. Со школьной скамьи нужно учиться критически подходить к ценностям, которые нам преподносят как данность.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

Где можно учиться по теме #экология

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.