Наступление эпохи lifelong education — хорошая новость для тех, кто умеет и любит учить. Так как меняется не только продолжительность образования, но и его механизмы, в этой сфере появляются новые профессии. О них T&P спросили редактора «Атласа новых профессий 3.0», средства на издание которого сейчас собираются через краудфандинг. Научный журналист Дарья Варламова рассказывает о том, как стать валидатором знаний, упаковщиком образовательного контента или тренером коллективных компетенций.

Раз знания устаревают очень быстро, педагогам и всем, кто работает в сфере образования, стоит пересмотреть приоритеты и учиться составлять сложные образовательные треки, курировать творческие проекты и пользоваться последними достижениями ИТ и нейробиологии. Полноценных образовательных программ по новым профессиям немного, но необходимые навыки можно прокачивать уже сейчас.

Валидатор знаний

Мир становится все более изменчивым и непредсказуемым, и узкоспециальные знания все чаще требуется обновлять. Кроме того, их наличие еще не означает успеха в мире, где надо быстро учиться и переучиваться, гибко адаптироваться, импровизировать и много работать в командах (поскольку высокотехнологичные продукты требуют согласованной работы разных специалистов). Это означает, что

прежние способы оценивать знания, в частности ЕГЭ, перестают работать. Надо создавать новые системы оценки,

которые позволяют оценивать и самостоятельность мышления, и устойчивость к неопределенности, и уровень владения гибкими навыками. Причем с учетом контекста и эмоционального состояния студента.

И это не обязательно тесты. Оценивать знания и навыки можно с помощью игры (как в методе iPIPS) или приборов биологической обратной связи — например, нейроинтерфейса, считывающего уровень концентрации или стресса при выполнении того или иного задания (пока возможности нейроинтерфейсов довольно узки, но эти технологии быстро развиваются).

iPIPS
Игровой инструмент диагностики детей на входе в начальную школу и оценки их индивидуального прогресса в течение первого года обучения — как с точки зрения когнитивных способностей, так и психосоциального развития.

Образовательные сервисы Knewton и Kaplan используют большие данные, собранные об учащихся, а Центр цифрового поведения при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA Center for Digital Behavior) ведет разработки по объединению традиционных данных о студентах с данными, полученными с помощью носимых устройств и активности в социальных сетях.

Кроме того, оценка должна давать обратную связь, ведь суть не в том, чтобы просто причислить учащегося к отличникам или отстающим, а в том, чтобы дать подсказку, как лучше использовать сильные и как доразвить слабые стороны. Стэнфордский психолог Кэрол Дуэк ввела концепцию «установок на данность» и «установок на рост», и ее исследования показывают, что люди демонстрируют гораздо лучшие результаты, когда воспринимают ошибки не как доказательство личной несостоятельности, а как возможность чему-то научиться.

А еще системы оценки не должны ограничиваться «официальным» образованием — не случайно уже сейчас в резюме кандидатов на управленческие должности засчитывается за плюс опыт лидерства в онлайн-играх типа Warcraft. В идеале должен получиться общий «паспорт компетенций», отражающий все многообразие личного опыта.

Где учиться

Для разработки, развития и преобразования образовательных компетентностных моделей создаются специализированные онлайн-ресурсы (такие как CBEinfo или Competency Works), а также организации и ассоциации — например, американская «Сеть компетенционного образования». Международное общество майнинга образовательных данных объединяет исследовательские группы, заинтересованные в применении больших данных в аналитике обучения и прогнозировании поведения учащихся. Кроме того, в НИУ ВШЭ есть магистерская программа «Измерения в психологии и образовании».

Распаковщик/упаковщик образовательного контента

Современный мир слишком сложен, чтобы продолжали работать решения «для всех», и у стандартных учебных программ появляются сразу две противоположные проблемы.

С одной стороны, они не удовлетворяют специфические запросы (например, техно-стилисту необходимо обладать знаниями и в фэшн-индустрии, и в IT). С другой — дают только профессиональные навыки и игнорируют метакомпетенции: творческие способности, умение договариваться и работать в команде, эмпатию и т. п.

Это приводит к необходимости переупаковывать контент — разбивать учебные материалы на минимальные блоки знаний и собирать из них учебные курсы и программы под конкретные задачи.

Разбивка способствует мобильному обучению и развитию привычки учиться в целом, потому что знания можно усваивать небольшими порциями и на ходу. А курс, упакованный под индивидуальный запрос, позволяет выстраивать «древа знаний» из сложно связанных между собой знаний, навыков и компетенций.

Где учиться

Навыки распаковки и переупаковки образовательного контента можно освоить на практике, работая с образовательными онлайн-платформами и просветительскими сайтами. Например, такими, как Arzamas и «ПостНаука».

Разработчик образовательных траекторий

В будущем школы и университеты перестанут быть главными ресурсами получения знаний и превратятся лишь в небольшую часть новой системы образования. В нее войдут воспитание, обучение и самообучение на протяжении всей жизни. Причем обучение здесь понимается во всем многообразии: игровые площадки, профессиональные сообщества, терапевтические группы, фитнес-клубы. Подобные образовательные экосистемы уже формируются онлайн-платформами (например, глобальной экосистемой платформ Open edX) и сетями университетов (например, Laureate International Universities).

Чтобы помочь разобраться во всем этом многообразии, появятся специалисты, создающие «маршруты» обучения. Разработчики образовательных траекторий будут оценивать психотип, способности и цели отдельного человека и на их основе подбирать подходящие курсы, тренажеры, симуляторы, стажировки и т. д.

Где учиться

Об индивидуальных образовательных траекториях говорят пока в контексте детей с особенностями развития. Например, при МГППУ действует Институт проблем инклюзивного образования, который может стать отправной точкой в развитии в данной области.

Тренер коллективных компетенций

Важные глобальные проекты возможны только при командной работе, и успех предприятия зависит от умения выстроить отношения внутри группы.

Люди по природе существа социальные, но вся система образования выстроена таким образом, что учащихся поощряют соперничать, а не сотрудничать,

ценить индивидуальный успех и недооценивать коллективный. Сложности во взаимодействии добавляет то, что в современных реалиях важно находить подход к людям разных социальных групп, с разным, часто не похожим на наш культурным бэкграундом.

Для социального и профессионального успеха людям необходимо развивать навыки для продуктивной работы в группе: EQ, выстраивание границ, ассертивность, ненасильственную коммуникацию, эффективное распределение ролей и задач внутри группы и т. д. А для отработки этих навыков понадобится сдвиг с личностно ориентированного образования на командно ориентированное.

Примеры успешной реализации такого подхода уже есть. Их можно найти в стартап-акселераторах, таких как Y Combinator и 500 Startups, и предпринимательских институтах (голландская «Академия команд», бизнес-школа MIT Sloan, Московская школа управления «Сколково»). На системном уровне развитием коллективных способностей занимаются в Joint Venture Silicon Valley и российской «Национальной технологической инициативе».

Где учиться

Работать с университетами и школами будущего учат в Московской школе управления «Сколково», а для персональной работы с клиентами пригодится психологическое образование (получить его можно, например, в МГППУ или на психфаке МГУ).

Разработчик инструментов обучения продуктивным состояниям сознания

Уже сейчас в App Store и Google Play доступны всевозможные обучающие мобильные приложения, направленные на развитие и мягких, и жестких навыков (например, приложение для тренировки когнитивных навыков Lumosity, Elevate), а многие игры стимулируют различные образы мышления (например, Civilization, SimCity и EVE Online заставляют мыслить стратегически и помогают проследить общественно-экономические закономерности).

Пока что польза таких игр и приложений ограниченна и им не хватает комплексного подхода. Но можно ожидать, что в будущем тенденции будут только развиваться. В ближайшие десятилетия появятся мобильные устройства со встроенными помощниками с искусственным интеллектом (вроде Siri и Алисы), которых можно будет использовать как персональных тьюторов. В образовательных целях станут активно использовать игры, симуляторы, дополненную реальность, чтобы сделать обучение увлекательным и более комплексным. А носимые устройства с биологической обратной связью (вроде фитнес-браслетов) станут совершеннее и смогут контролировать и физические, и психофизические параметры — например, будут учить расслаблению, повышению концентрации и т. п.

Где учиться:

Для разработки инструментов обучения продуктивным состояниям сознания понадобятся навыки программирования, гейм-дизайна, а также представление о работе мозга, знания в области психологии и педагогики. Хорошей базой может стать техническое образование; другой вариант — взять за основу психолого-педагогическое образование (например, МГППУ). Обучиться гейм-дизайну можно на практике или на курсах.

Где можно учиться по теме #образование

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.