В России растет популярность комиксов — фестивали, специализированные магазины и даже полноценная программа бакалавриата. Даже если вы не планируете потеснить Marvel, научиться рисовать комиксы будет полезно для работы в дизайне, анимации, рекламе, разработке игр и кинопроизводстве. Автор книги «Как выжить в индустрии комикса. Советы от профессионалов» Дмитрий Лященко специально для T&P объясняет, зачем осваивать комиксы даже на любительском уровне, где учиться при самых разных финансовых возможностях и к каким советам профессионалов стоит прислушаться.

Зачем учиться комиксу?

За последнее десятилетие русский комикс добился многого. Появились тематические издательства, магазины и фестивали, вокруг которых объединяются авторы и читатели. Центры притяжения образуются в Санкт-Петербурге, Москве, Тюмени, Екатеринбурге, Иркутске. А слово «комиксист» вполне может означать профессию, желаемую и творческую. «Может», потому что один из вопросов, с которыми вы столкнетесь, — как зарабатывать на своих произведениях?

Если вы выпускаете комикс у издателя, как правило, вам предложат до 20% с продаж. При этом на создание истории в 46 страниц, по словам художника Алексея Межевича, может уйти от полугода до года (максимальный срок не ограничен, боритесь с перфекционизмом!). Авторы комиксов выживают как могут: совмещают с другой работой, становятся пикчерами в соцсетях, пытаются сотрудничать с западными компаниями, занимаются самиздатом. Самостоятельно печатать, рекламировать и распространять тираж бывает выгоднее, чем действовать через издательство.

Но воспринимать комикс как основной заработок не обязательно. Рисование историй может стать интересным хобби, инструментом самовыражения, предлогом освоить по-настоящему востребованные навыки. Сейчас стилистика комиксов набирает обороты и используется в разных сферах, рассказывает Юлия Мельникова, куратор интенсива «Как научиться рисовать аниме: курс рисования раскадровок и комиксов» в школе компьютерных технологий Scream School. Реклама, упаковка продуктов, клипы, журнальная иллюстрация, принты на одежде и даже социальные проекты — этот жанр актуален везде.

К тому же, чтобы привлечь внимание к своей работе, не нужно больших средств. Это не так долго и дорого, как анимация или кино, и вполне выполнимо одним автором. А навыки, освоенные через визуализацию историй, могут открыть двери в другие индустрии. Дизайн, иллюстрация, кинопроизводство, анимация — комиксы пригодятся во многих творческих профессиях.

Чему учиться?

Перед выпуском комикса предстоит проделать немалую работу: найти идею и развить ее до сценария, создать раскадровку (разбить повествование на отдельные кадры), все нарисовать, покрасить (если комикс запланирован в цвете), добавить текст, все перепроверить и, наконец, опубликовать (в сети или на бумаге).

Поэтому коммерческие комиксы чаще готовят командой, где у каждого свои задачи. Но множество авторских проектов придумываются и рисуются в одиночку. Создатель такого комикса — человек-оркестр: и сценарист, и художник, и режиссер, и редактор, и специалист по продвижению, которому могут понадобиться самые неожиданные навыки.

Дмитрий «Nikls» Никулушкин, известный по публикациям в культовых журналах «Сережка» и «Арбуз», советует тщательно изучать анатомию и композицию. Хороший комиксист должен уметь выстраивать кадры с разных точек обзора и рисовать героев с самых неожиданных ракурсов.

Комиксист Алим Велитов рекомендует тренировать «режиссерское видение», чтобы понимать, как лучше рассказать историю визуально, передать эмоцию персонажа и смысл всей сцены.

Художник комикса «Доктор Люцид» Антон Савинов полагает, что чем больше у автора знаний в смежных дисциплинах (колористике, графическом дизайне, типографике), тем более цельные и сложные вещи будут получаться на выходе.

Фрагмент из книги «Скульптор» (Скотт Маккл...

Фрагмент из книги «Скульптор» (Скотт Макклауд)

Где учиться?

Индустрия образования для комиксистов в России развивается быстро, но не так давно. Большинство уже известных авторов — самоучки, которые осваивали сценарий и рисунок своими силами. Или попали в комиксы из других сфер — компьютерных игр, иллюстрации, дизайна, анимации.

Сегодня можно научиться рисовать комиксы в любом формате — от самообразования и краткосрочных курсов под руководством опытных художников до длительных программ в вузах.

Чтобы понять, какое обучение нужно именно вам, Евгений Яковлев (автор «My First Book», «Cлов нет», «Девочка и камень», «Вольф Хельсинг») рекомендует решить, чем именно вы хотите заниматься. Если нацелены на коммерческую отрасль, придется учиться и развивать навыки каждый день. Для «альтернативного» пути вполне хватит уровня «читал несколько комиксов» и «умею рисовать огурец с глазами».

По мнению Виктора Меламеда, иллюстратора и ведущего курса Британской высшей школы дизайна, самую эффективную технику рисунка может дать школа анимации: «Но и тут как повезет. Я редко вижу сочетание сильной техники и настоящей творческой свободы.

Самые яркие художники — те, кто способен остаться самоучкой, получив образование».

Он также полагает, что в процессе обучения жанр комикса не должен подчинять все себе: «Стать частью комиксной субкультуры — большая опасность для художника. Там уютно и тепло, «свой» зритель реагирует благожелательно даже на самые поверхностные вещи. Но самое интересное происходит на стыках разных жанров и форм». Сотрудничающий с российскими и американскими издательствами Стас Якимов (Saint Yak), напротив, уверен, что учиться следует у тех, кто создал культуру комиксов и вырос внутри нее. Он рекомендует изучать работы Рафаэля Альбукерке, Шона Мерфи и Джока.

«Если есть возможность пойти к опытному комиксисту, стоит хвататься за нее», — говорит Джамиля Зульпикарова (Jijoni), сотрудничающая с издательством Bubble. Сама она училась у Алима Велитова.

Курсы

В первую очередь обратите внимание на мастер-классы и лектории на фестивалях комиксов. Новичкам они помогут познакомиться с азами, продолжающим самоучкам — отточить технику и проконсультироваться с профессионалами.

Вариантов обучения достаточно и в сети. Например, англоязычные курсы на Coursera или русскоязычные MoonCourses, рассчитанные на уже рисующих художников с начальным или средним уровнем. Уроки подойдут тем, кто ищет новое применение своим навыкам.

Тем, кто живет в Москве и настроен серьезно, стоит обратить внимание на бакалавриат по направлению «Комикс» в Школе дизайна НИУ-ВШЭ, двухгодичную программу «Иллюстрация» Британской высшей школы дизайна, четырехмесячный курс по раскадровке и рисованию в Scream School.

В Екатеринбурге подростков обучают в студии InComics. В Санкт-Петербурге несколько лет работает бесплатная школа комиксов «Палитра» для людей от 14 до 30 лет. По словам куратора школы Ксеньи Панкиной, курс на два семестра читают художники, сценаристы, издатели, что помогает завести полезные знакомства и включиться в индустрию. «По результатам мы организуем несколько публикаций: одну в сборнике стрипов, и одну в полноценном сборнике комиксов. Студенты участвуют в комикс-проектах и фестивалях», — отмечает Панкина.

Самообразование

В сети полно статей и видеоуроков о разных этапах работы над комиксом. Полезные материалы можно найти в группах художников Владимира Лопатина, Евгении Кундозеровой, Ольги Лаврентьевой.

Художник Илья Обухов призывает помнить, что всегда будет кто-то лучше вас. Опасаясь этого, можно никогда не приступить к рисованию. «Хорошо бы иметь художественное образование, но в современном авторском комиксе оно не играет большой роли. Авторские рисунки тем и хороши, что многие вещи можно обозначить как данность. Читатель принимает стиль автора как правила игры», — говорит Обухов.

Дмитрий Дубровин, создающий комиксы и иллюстрации под псевдонимом lemon5ky, cчитает, что лучший учебник — это чужие работы:

«Комиксы надо просматривать с определенным фильтром в голове. Например, смотреть только раскадровку, звуки, композицию в кадрах и так далее. Чем больше разных комиксов и манги прочитано, тем проще понять закономерности».

Художник Евгений Францев тоже советует анализировать все, что вы читаете: «Пытайтесь понять, зачем нужна та или иная панель, сцена, действие, что они несут в себе, как это ведет и удерживает внимание читателя». Фрунзе Бабаханян, ведущий художник графической новеллы «Великая агония», рекомендует отслеживать тренды на сайтах ArtStation и Pinterest. «Анализируйте то, что нравится, и то, что вне круга ваших предпочтений. Расширяйте кругозор», — говорит художник.

Бабаханян также советует делиться своими работами в социальных сетях, а после получения фидбэка обязательно вносить правки: «Будет соблазн оставить эту работу и сделать другую, но это неправильно. Только так вы сможете не допускать ошибок в дальнейшем».

«Большую роль в комиксах играет визуальная выразительность. Стоит делать стадики (учебные наброски, от английского слова «study») с необычными ракурсами и перспективой. Тренироваться в создании концепт-арта, окружения и эффектов. Такие навыки значительно выделят вас среди комиксистов», — полагает Бабаханян.

Не забывайте о практике, чтобы не увязнуть в подготовке. Начните с маленьких историй, коротких комиксов. Так вы поймете свои сильные и слабые стороны, каких знаний вам не хватает. Не беритесь сразу за большие проекты: неподъемные задачи могут лишить мотивации.

Что читать

«Понимание комикса»

Скотт Макклауд
Белое яблоко, 2016

«Comics and Sequential Art: Principles and Practices from the Legendary Cartoonist»

Will Eisner
Norton Professional Books (Paperback), 2008

«Framed Ink: Drawing and Composition for Visual Storytellers»

Marcos Mateu-Mestre
Design Studio Press, 2010

Где можно учиться по теме #дизайн

Где можно учиться по теме #рисование

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.