Как провести учебный год в зарубежном университете? Почаще заглядывать в деканат — не появились ли какие-нибудь партнерские программы. И не пренебрегать учебными активностями — тогда, возможно, вуз сам номинирует вас на какой-нибудь грант. Так случилось с автором телеграм-канала Student Live Данилом Логиновым, который весь четвертый курс бакалавриата проучился во Франкфуртской школе финансов и менеджмента (грант покрывает и магистерские программы). Правда, пришлось побегать, собирая документы: стипендия не освобождает от бюрократии.

Данил Логинов

  • Возраст: 22 года

  • Университет: Frankfurt School of Finance & Management

  • Уровень: бакалавриат

  • Специальность: «Финансовый менеджмент»

  • Город: Франкфурт

Впервые о стипендии я узнал в середине декабря 2017 года — мне пришло письмо из деканата о том, что четырех человек с факультета, основываясь на их научных достижениях, рекомендовали к подаче документов на рассмотрение. Я не сразу отреагировал на письмо — подумал, что шансы очень малы (со всей России отбирают только 100 человек). Но в последний день все-таки рискнул, и, как оказалось, не зря.

Этапы отбора

Основное условие для получения президентской стипендии на обучение за рубежом — обучение на 3-м курсе бакалавриата или 1-м курсе магистратуры.

Отбор проходит в несколько этапов. Сначала ученый совет университета выбирает 15–20 человек (каждому достижению кандидатов присваивается определенный балл, а затем все баллы суммируются; больше всего баллов дают победы на олимпиадах и статьи из журналов, включенных в перечень ВАК). Затем список утверждает правительство. Последний и решающий этап — утверждение стипендиатов Министерством науки и высшего образования в соответствии с квотами, выделенными для каждого университета. Все это занимает около семи месяцев.

Параллельно сами кандидаты ищут университеты для обучения и пишут им письма с просьбой рассмотреть их в качестве студентов по обмену на следующий учебный год. Стипендия может покрыть расходы на обучение в любом университете мира — никаких ограничений нет. Можно выбрать Гарвард, Оксфорд или MIT (если пройдете их внутренний отбор), но, как правило, список возможных вариантов сужается до университетов — партнеров «домашнего вуза». Происходит это по трем основным причинам:

  • сроки: большинство зарубежных университетов закрывают прием документов на обучение в следующем учебном году уже в феврале;

  • формат обучения: стипендия дает возможность учиться за рубежом только один год, с сентября по август;

  • особые условия: университеты должны быть готовы принять студентов до подтверждения получения гранта (иначе мы бы просто не успели оформить все необходимые документы для получения визы к сентябрю). Более того, принимающая сторона должна быть готова к отсрочке платежа за обучение, потому что, как правило, деньги доходят только к концу сентября.

Я выбирал между программой второго диплома в Northumbria University (Великобритания) и обучением по обмену без диплома во Frankfurt School of Finance & Management (Германия). В марте оба университета согласились меня принять, но я решил, что Франкфуртская школа мне подходит больше: не нужно сдавать IELTS (достаточно справки из университета о владении языком на уровне B2 или выше), можно самостоятельно выбирать дисциплины, удобное географическое положение. К тому же весной 2018 года из-за «дела Скрипалей» много говорили о возможных проблемах с выдачей британских виз или даже прекращении студенческого обмена между Россией и Великобританией.

Фото предоставлено автором

Фото предоставлено автором

Хлопоты

Дальше начинается бумажная волокита и обмен документами: от принимающей стороны нужны приглашение, подтверждение о приеме на обучение и смета со всеми расходами, от российской стороны — гарантийные письма (о том, что определенная сумма будет перечислена на счета принимающего университета). Все эти документы нужно перевести и прикрепить к заявке.

Когда работаешь с государственной структурой, неизбежны бюрократические проволочки, особенно если в самом правительстве в это время идет реорганизация

(весной 2018 года Министерство образования и науки разделилось на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения). Сроки получения необходимых документов вроде гарантийных писем сдвинулись, из-за этого визу я получил перед самым вылетом, а деньги на счет Франкфуртской школы (а затем и на мой личный банковский счет) поступили только в конце ноября.

Почти три месяца мне пришлось жить за свой счет, что непросто, учитывая европейский уровень цен. Впрочем, нельзя не отметить активное содействие сотрудников министерства и координаторов домашних университетов, которые были на связи и всеми силами старались ускорить процесс. Если бы не они, все могло быть намного хуже.

Из-за смещения сроков возникла проблема поиска жилья. У Франкфуртской школы есть свои общежития прямо напротив учебного корпуса, но мест в них мало, а вставать в очередь надо еще в феврале. В начале мая, когда я получил окончательное подтверждение о приеме, все комнаты уже были распределены, и пришлось искать жилье самостоятельно.

Я зарегистрировался на сайте поиска жилья WG-Gesucht, и мне повезло — со мной связалась русская девушка Екатерина, которая училась в Университете имени Гете, но собиралась уехать на первый семестр по обмену в Ирландию и искала на это время жильца в свою съемную квартиру. Небольшая однушка со спальней, залом и всеми удобствами (даже с посудомоечной машиной) обошлась мне в 600 евро в месяц. С учетом всех плюшек и особенно того, что добраться до центра города или до университета можно было за 15–20 минут, это очень мало (в среднем однокомнатная квартира во Франкфурте стоит 800 евро в месяц).

Во втором семестре я жил уже в общежитии — 430 евро в месяц за комнату, в которой есть все необходимое. В очередь встал в сентябре и спустя неделю получил бронь.

Фото предоставлено автором

Фото предоставлено автором

Страховка и деньги

Одно из главных требований принимающей стороны — наличие немецкой страховки. На момент подачи визы достаточно обычной туристической, но по приезде нужно заключать договор с немецкой компанией. У Франкфуртской школы есть партнерская страховая, но ее услуги очень дороги — около 100 евро в месяц.

Для перечисления денежных средств нам нужно было открыть в местном банке счет.

Вся европейская банковская система работает немного иначе, по другим стандартам.

Например, для совершения перевода в России, как правило, требуется только номер карты или счета, а в Германии — IBAN (международный идентификационный номер счета) и BIC (номер отделения банка, в котором открыли счет). При открытии счета в Commerzbank или Deutsche Bank вам автоматически откроют карту (Girocard), которой невозможно пользоваться онлайн — только в офлайновых магазинах и банкоматах. Чтобы что-то оплачивать через интернет, нужна кредитка — дебетовых карт в привычном нам понимании в Германии нет.

Страховку я в итоге оформил в Mawista за 37 евро в месяц. Гирокард открыл в Commerzbank, а к ней добавил кредитку N26 MasterCard: первую удобно использовать как кошелек для хранения и снятия налички, а вторую как обычную дебетовую карту для покупок в интернете или других местах (даже в России, комиссию за конвертацию банк не берет). Обслуживание у обеих карт бесплатное.

Фото предоставлено автором

Фото предоставлено автором

Учеба

Во Франкфуртской школе я мог выбрать любые интересующие меня предметы — по пять на семестр. Обучение проходит на английском языке. Почти в каждой аудитории установлено по два проектора, поэтому все преподаватели по-максимуму используют визуальные презентации.

Обучение почти всегда строится на групповой работе — студенты постоянно сталкиваются с необходимостью делать что-то коллективно, самостоятельно распределяя роли и зоны ответственности. А чтобы никто не пытался халявить, преподаватели просят студентов заполнять анкету «Self and Peer Evaluation of Group Project», в которой каждый должен оценить себя и своих одногруппников.

Много интерактива — например, на курсе Supply Chain Management у нас была деловая игра, имитирующая процесс переговоров. Каждому на почту выслали инструкции и «легенду» — роль (директор по закупкам, директор по маркетингу и директор по R&D) и цели. Потом мы разбились на команды-«компании» и должны были договориться между собой, как вложить средства, чтобы каждый «директор» достиг своих целей.

Не было ни одного случая, когда на парах мне было скучно. Многие преподаватели — практики: например, дисциплину Market Economy and Regulatory Frameworks у нас вел Роланд Кох — экс-премьер-министр земли Хессен, у него даже есть страничка в «Википедии». Удивительно, но все они заинтересованы в том, чтобы чему-то обучить. Российским преподавателям такой энергии явно не хватает, и проблема тут, как мне кажется, не только в людях, но и в самой системе, которая загоняет их в жесткие рамки, из-за чего они быстро теряют запал. Например, во Франкфуртской школе преподаватели сами решают, в какой форме и каких пропорциях проводить аттестацию: где-то это может быть экзамен, где-то —презентации/выступления/эссе и другие активности. Сами определяют, когда проводить семинары, а когда лекции.

Учебный график очень удобный: в неделю два-три дня подряд. Такое расписание связано с тем, что многие студенты во время учебы работают, и это только приветствуется.

Часто занятия идут с 08:45 до 20:10, но зато всего два дня в неделю.

У меня не было цели найти работу в Германии, поэтому свободное время я посвятил путешествиям: за все время пребывания в Европе я успел посетить 7 стран и 19 городов.

World Business Dialogue

Помимо учебы и путешествий, в феврале мне удалось поучаствовать в форуме World Business Dialogue. На него приглашают 300 студентов (выбирают из 2 тысяч заявок) и более сотни представителей различных европейских компаний. После него в моем профиле Facebook и LinkedIn появилось три десятка новых френдов из разных стран; с некоторыми мы до сих пор поддерживаем общение.

Попасть на WBD можно, пройдя несколько этапов отбора (анкета, резюме, мотивационное письмо). На последнем этапе нужно было поделиться своими мыслями о будущем образования и объяснить, почему участие в WBD будет полезно именно для тебя.

В этом году темой форума стало переосмысление обучения — новым технологиям в образовании были посвящены все лекции, мастер-классы и дискуссии.

Первые три дня проходил кейс-чемпионат Creation Lab. На него попадают не все, только 30–40% всех участников. Их разделяют на команды по 4–6 человек, а команды распределяют по компаниям-партнерам (в этом году были University of Cologne, METRO AG, Covestro, Evonik). Каждая компания дает свое задание для 3–4 команд. Например, наша команда (2 индийца, немец, африканец из ЮАР, пакистанец и русский) разрабатывала образовательную программу для Кельнского университета (задача не из легких, но мы использовали лучшие практики из наших стран). Было ли у разработок какое-то будущее, мы, к сожалению, не знаем — нам дали сертификаты участников, вручили памятные подарки и поблагодарили за креативный подход к поставленной задаче.

Следующие два дня в главном зале университета шли выступления и панели с участием топ-менеджеров компаний из разных отраслей (Chief Human Resources Officer METRO, вице-президент Merck, партнеры KPMG, CEO EY Germany, основатель консалтинговой компании Simon-Kucher & Partners). Все максимально открыты, дружелюбны и готовы поддержать диалог. Это стало для меня самым большим впечатлением — в России на похожих мероприятиях спикеры стараются поскорее убежать со сцены, ни с кем толком не пообщавшись.

Фото предоставлено автором

Фото предоставлено автором

Инсайты вместо выводов

Анализируя поездку, я пришел к выводу, что возможность получить грант есть у многих, нужно лишь использовать каждый шанс на 100%. Было бы неправильно отрицать, что во многом полученный грант — заслуга окружающих меня людей (отдельно я благодарен Фонду Первое Поколение и всем участникам этого сообщества, каждый раз мотивирующих на новые челленджи). Но вот на что можно повлиять лично:

Быть активным. На 2-м и 3-м курсе я участвовал в кейс-чемпионатах от Changellenge, ходил на мастер-классы представителей компаний, организованные университетом. Старался не игнорировать преподавателей, которые предлагали дополнительные баллы за научную активность.

Большой пользы от этого я тогда не видел, но потом оказалось, что все дипломы и статьи можно использовать при подаче заявлений на стипендии. Никогда не знаешь, где это может пригодиться.

Знать английский. К сдаче международных экзаменов (IELTS, TOEFL) лучше готовиться сразу. Иногда получается без них, как в моем случае, но это скорее исключение.

Быть в курсе событий. Самая большая проблема, касающаяся любых возможностей (стипендий, стажировок и др.), — низкая осведомленность. Я узнал о стипендии случайно, до этого вообще о ней не слышал. Потом старался узнавать о каждой интересной возможности: был подписан на многие ресурсы и регулярно их просматривал, заходя в деканат, интересовался, нет ли интересных мероприятий — обо многих информация до студентов даже не доходит.

Эти три простых правила значительно повышают шансы стать обладателем гранта или стипендии.

Если вас заинтересовало обучение в Германии, загляните на мой канал в Telegram, там много полезной информации. С радостью отвечу на все вопросы, если они появятся. Желаю всем удачи в любых начинаниях!

Где можно учиться по теме #финансы

Где можно учиться по теме #менеджмент

Где можно учиться по теме #Образование

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.