Экзистенциалисты имеют репутацию мрачных философов, рассуждающих о бессмысленности существования, но на самом деле они знали толк в веселье. Автор книги «Экзистенциализм и романтическая любовь» Скай Клири рассказывает о том, как кутить перед лицом абсурда. T&P перевели самое главное.

Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр много времени проводили на вечеринках. Там они общались с друзьями, слушали музыку и даже танцевали, причем такое времяпрепровождение было одним из аспектов их философии. Они считали, что слишком много серьезности и правил душит свободу и творчество. Для де Бовуар повседневная жизнь была продолжением ее философской позиции: лучше не делать чего-то совсем, чем делать слегка. Следуя этому принципу, писательница жила на полную катушку, свободно и жизнерадостно.

Бытие и пьянство

Хотя Сартр известен фразой «Ад — это другие» («За закрытыми дверями», 1944), вечеринка не вечеринка без людей. «В песнях, смехе, танцах, эротизме и пьянстве можно найти восторг и причастность», — пишет де Бовуар в «Этике неоднозначности» («The Ethics of Ambiguity»,1947). Для нее соучастие и взаимность — основа этики отношений, а бытие может быть раскрыто только через общение с другими людьми. Так что вечеринки помогают выстраивать социальные связи и привносить смысл в жизни друг друга.

Кроме того, тепло и смех помогают справиться с жизненным хаосом.

В оккупированном Париже военного времени оба копили талоны на питание, а потом устраивали кутежи с едой, алкоголем и весельем.

Они танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах и устраивали импровизированные представления: художница Дора Маар изображала корриду, Сартр дирижировал невидимым оркестром в шкафу, а Альбер Камю стучал крышками от кастрюли как ударник марширующего оркестра. Де Бовуар писала: «Мы просто хотели вырвать несколько кусочков чистой радости у этого смятения и опьянить себя их яркостью». Это были небольшие акты восстания против страха будущего.

Оргии и осознанность

Критики де Бовуар и Сартра обвиняли их в оргиях, поощрении гедонизма, а философ Юлия Кристева в 2016 году назвала их «либертарианскими террористами», которые сформировали спецотряд, чтобы соблазнять сексуальных жертв.

Но для Сартра и де Бовуар удовольствие не было важнее ответственности. Они не поощряли тотальный гедонизм. И хотя у них было много любовников, они не практиковали случайный секс. Банальной распущенности философы предпочитали глубокие отношения.

Отказ от социальных норм — это процесс разрушения, а вечеринки — трата времени, денег, еды, напитков и клеток мозга. Но для чего экономить? Хорошая жизнь не всегда длится долго, а долгая жизнь не обязательно будет счастливой и полноценной.

Тем не менее нельзя использовать вечеринки в качестве бегства от жизни или тусоваться под давлением сверстников.

Кутить как экзистенциалист значит кутить свободно, осознанно и не слишком часто, чтобы не изнурить организм и не сделать такое времяпрепровождение однообразным.

Итак, как устроить настоящую экзистенциальную вечеринку?

  • Соблюсти баланс между свободой и ответственностью, игривостью и серьезностью.

  • Сближаться с новыми людьми, но не разрушать имеющиеся отношения.

  • Осознанно использовать алкоголь, чтобы убрать внутренние ограничения.

  • Бросать вызов общественным устоям.

  • Брать на себя ответственность за последствия.

Экзистенциальный подход к вечеринкам признает, что, хотя жизнь страшна, она также может и должна быть приятной, а общение помогает выжить во тьме при помощи коллективного переживания эйфории, гармонии и надежды.

Все это привело к серьезным проблемам со здоровьем у Сартра и де Бовуар (в том числе к циррозу печени). Но они никогда не сожалели об этом.

Где можно учиться по теме #философия

Где можно учиться по теме #танцы

Где можно учиться по теме #осознанность

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.