Каждый день в ленте новостей нам попадаются десятки селфи. Одними изображениями мы любуемся, а другие вызывают у нас раздражение. Что не так с этими селфи и по каким критериям их вообще можно оценивать? Профессор Таллинского университета Катрин Тииденберг уже восемь лет изучает поведение людей в соцсетях и считает, что репрезентация самого себя в интернете сильно зависит от гендера, религии, принадлежности к сексуальному меньшинству и жизненной ситуации. T&P сделали конспект ее лекции.

Липкие селфи. Мораль и аффекты в визуальной самопрезентации

Лекция. 22 мая 2019, Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова. В рамках серии встреч «Клуба любителей интернета и общества», предваряющих конференцию Internet Beyond Disciplines.

Катрин Тииденберг

Профессор Таллинского университета, член правления Ассоциации интернет-исследователей (AoIR)

Как селфи делают нам хорошо или плохо

Люди из разных стран рассказывают мне, почему они делают селфи. Анна из Дании призналась, что, когда она опубликовала в инстаграме селфи, которое ей казалось хорошим, она все равно чувствовала себя плохо: «Это ощущалось, будто я лежу голая и все могут на меня смотреть и комментировать». Ей казалось, что те, кто увидит ее изображение, будут думать, что она ужасная, неуверенная в себе и насквозь фальшивая. В итоге Анна быстро удалила эту фотографию.

Рассказ Рэйчел сильно отличается от предыдущего: девушка сказала, что раньше никогда не ощущала себя «хорошенькой», но теперь, когда ей исполнилось 40 и она прибавила в весе, ее самоощущение парадоксальным образом изменилось в лучшую сторону. По мнению Рэйчел, это произошло из-за того, что она размещала селфи на Tumblr и получала позитивную обратную связь: люди писали ей, что она красивая. Девушка призналась, что это даже повлияло на ее стиль.

Две эти истории ставят перед нами вопрос: почему одно и то же действие вызывает столь противоречивые чувства? Люди и правда испытывают много эмоций в отношении своих изображений — исследователи называют это явление «липкостью селфи».

Что считать селфи?

Сложно дать четкое определение селфи. Фото собственной груди — селфи? Изображение, снятое не с руки, а с селфи-палки или с помощью таймера, считается селфи? А если девушка просит своего бойфренда сфотографировать ее в красивом платье, чем это изображение сильно отличается от двух предыдущих? Каждый ученый должен определить для себя, что он считает объектом исследования, и придерживаться этого определения. В моем исследовании я использую понятие «селфи среднего обобщения»: селфи — это фотографическая самопрезентация, выложенная в сеть.

В социологии и философии есть морально нагруженное понятие нормы — как вещи должны происходить или какими они должны быть. Субъективные нормы заставляют нас все время сравнивать себя с чем-то или кем-то. Есть также понятие visibility, это в том числе видимость в переносном смысле: насколько легитимны какие-то группы, насколько они презентуют себя в обществе. Видимость всегда пересекается с понятиями нормы и власти (кто может быть видимым, почему и насколько он должен быть видимым). С одной стороны, видимость дает нам символическую власть, с другой — делает нас более уязвимыми, потому что люди оценивают нас. Ощущение от селфи может быть плохим, потому что мы думаем, что кто-то будет нас судить. Но почему вообще кому-то другому есть дело до размещения нашего изображения в собственном аккаунте?

За что осуждают селфи

Есть три концепции, отталкиваясь от которых можно обсуждать или осуждать селфи: это нарциссизм, аутентичность (естественность) и вкус.

Нарциссизм у всех на слуху, но если посмотреть на эту концепцию пристальнее, она развалится. В психологии нарциссизм — это нарушение личности, при котором у человека появляется ощущение собственного превосходства. Так что люди, делающие селфи, в строгом понимании признаков нарциссизма не проявляют. Согласно психологическим исследованиям, те, у кого есть нарциссические черты, действительно чаще выкладывают селфи. Однако у людей, часто размещающих селфи, не развивается нарциссическое расстройство. Проблема в том, что новостные медиа* в погоне за вниманием аудитории порой искажают исследования психологов и утверждают обратное.

*

Медиа даже формируют эту культуру, создают новые типы селфи. Шелфи — это селфи с книжной полкой, бэлфи — когда показывают свою красивую попу, дронфи — фотография с квадрокоптера. Какое определение вы дадите, такое и будет.

Базовое основание, чтобы назвать нарциссом того, кто выкладывает селфи, — то, что этот человек считает себя достойным быть увиденным.

История знает много примеров, когда влиятельные мужчины размещали где-то свои изображения или гигантские статуи. Сейчас мы узнаем, что для других слоев населения, для обычных людей, женщин или сексуальных меньшинств помещать свои изображения в открытый доступ — ненормально.

Получается, что обвинение в нарциссизме снова пересекается с темой контроля — кто, по мнению окружающих, может показать свое изображение, а кто нет. Экономика потребления диктует женщинам постоянно быть неудовлетворенными своим внешним видом. Большие деньги тратятся, чтобы заставить нас покупать крема, красивую одежду и абонементы в спортзал — по сути, чтобы кто-то решал за нас, достойны ли мы быть увиденными.

Селфи также часто критикуют по поводу аутентичности — как в истории Анны, которой казалось, что после публикации ее изображения люди скажут, что она насквозь фейковая. Во-первых, это ощущение экзистенциальной тревожности (насколько мы аутентичны, неизменны и представляем самих себя) восходит к постструктуралистской философии, которая зародила в нас сомнения, что мы являемся чем-то неизменным и однородным. Во-вторых, фотографы тоже часто спрашивают себя, аутентичны ли их изображения. Раньше считалось, что фотография передает реальность такой, какая она есть, — по этой причине в XIX веке фотографию даже не считали искусством. Но в XX столетии стали говорить, что она имеет много значений и не отражает зеркально одно-единственное.

Вопросы аутентичности возникают у нас, когда мы общаемся с людьми онлайн: действительно ли человек, с которым я беседую, тот, за кого себя выдает, или это какой-то маньяк? Мы опираемся на эту идею аутентичности, хотя на самом деле она такая же изменчивая, как и все остальные. Многие исследования показывают: то, что воспринимается как аутентичное, на самом деле таковым и не является.

Третий аспект критики селфи — это качество (или низкое качество): насколько хорошо человек выглядит, того ли он класса и уровня, чтобы себя презентовать. Порой люди считают, что какие-то части тела или в целом тело этого человека не заслуживает того, чтобы показывать его другим. Но все это — механизм поднятия собственной значимости: критикуя чужие селфи, человек пытается возвысить себя.

Все три направления осуждения приводят к моральной панике и вызывают ощущение тревоги от угрозы нашим ценностям. Марта Холландер называет явление, когда людей стыдят, шеймингом. Она говорит, что

позор — визуальное чувство, потому что относится к тому, что видимо или может быть видимо.

Порицание — хороший инструмент влияния на людей (особенно на меньшинства): оно эффективно воздействует на эмоциональную сферу, так как чувство стыда — интернализированное.

Источник: tumblr.com, csh.bz

Источник: tumblr.com, csh.bz

Зачем мы снимаем сами себя

Но у нас есть и вторая история — о том, как из-за селфи человек может почувствовать себя хорошо и прийти к позитивному пониманию себя, невзирая на возрастные стереотипы. Есть два источника положительных эмоций. Первый — позитивная обратная связь, когда мы получаем похвальные комментарии. Второй — чувство самости, когда мы репрезентируем себя. Селфи делают нас заметными и показывают, когда, где и в какой ситуации мы хотим быть увиденными. (Но это справедливо только для определенных условий: в зависимости от того, какую платформу мы используем для публикации селфи, делаем ли мы это от своего имени или у нас есть псевдоним, кто имеет доступ к этим фотографиям и т. д.) Желание репрезентировать себя в определенной ситуации и быть положительно оцененными подводит нас к вопросу о социальной и персональной идентичности.

Психологические и социологические исследования показывают, что восприятие собственного внешнего вида сильно отражается на эмоциональном состоянии и в каком-то смысле формирует нашу идентичность. Селфи — мощный инструмент, чтобы почувствовать себя красивыми. Наше самоощущение подкрепляется, когда обратная связь от других людей совпадает с тем, что мы сами о себе думаем. Когда же комментарии других не совпадают с нашим представлением о себе, это различие хочется как-то нивелировать. Но не стоит забывать, что экономика потребления хорошо зарабатывает на связи между тем, как мы выглядим, как воспринимаем себя, и нашим эмоциональным состоянием.

Также нам важно, чтобы нас видели как часть группы людей, которую мы хотим представлять, — это может касаться гендера, религии, сексуальной ориентации, политических взглядов. Вместо того чтобы другие относили нас к какой-то категории (например, «женщина средних лет, которая стареет и хочет купить крем от морщин»), мы желаем эти категории задавать самостоятельно.

Если негативные чувства, которые вызывают селфи, можно обосновать механизмом шейминга, то позитивные объясняются чувством контроля над тем, как мы себя репрезентируем.

Контроль можно определить как способность влиять на что-то или быть свободным от влияния.

Некоторые люди делают селфи, так как страдают от какой-то ужасной болезни и их внешний вид меняется. Другие фотографируют себя, потому что садятся на диету или начинают заниматься в спортзале. Иногда перед селфи стоит какая-то практическая задача — например, нужно посмотреть, не размазалась ли помада. Когда мне становится нехорошо, я делаю селфи в Snapchat, выбираю самый смешной фильтр и пишу, как мне плохо. Так я выношу это вовне, высмеиваю, и это мне помогает.

Меняют ли селфи общество?

Когда мы обсуждаем селфи с позитивной стороны, мы часто говорим о наделении силой, властью в хорошем смысле.

Исследователи разделяют личную силу и социальную силу — то, что человек может изменить, и то, на что он может повлиять.

Когда женщины утверждают, что публикация селфи придает им силы, то общество может сказать, что это просто самолюбование, потому что их селфи никак не меняют общество. Но мои исследования показывают (я много изучала селфи на Tumblr), что чувство, которое придает силы, как в истории Рэйчел, намного превышает личное чувство.

Картинки (в сети. — Прим. T&P) учат нас восприятию мира, поэтому это некий социальный конструкт. Фотографии, которые мы выкладываем, расширяют визуальную картину общества.

Таким образом, все эти аспекты — обвинения в нарциссизме, разговоры об аутентичности и контроле — могут заставить нас ощутить себя хорошо или плохо по отношению и к селфи, и к самим себе. Шейминг может заставить нас почувствовать стыд, а чувство контроля над ситуацией — наоборот, дать нам ощущение социальных изменений, что нас видят, ценят и поощряют.

Селфи — современное явление, однако то, как оно воспринимается в обществе, имеет давние психологические и философские корни. Селфи — это форма самопрезентации, которая может быть творческой или банальной и скучной. То, как люди репрезентируют себя, сильно зависит от гендера, религии, принадлежности к сексуальному меньшинству. А восприятие селфи зависит от социального, культурного и технологического контекста их существования. Поэтому невозможно универсально сказать, что селфи вызывают определенные эмоции, дают нам силу и ощущение контроля или лишают нас их. Все зависит от качества селфи, места, где они опубликованы, того, где и в какой ситуации изображен человек, а также когда и зачем он сделал это селфи.

Литература

  • Tiidenberg K. Body and Soul on the internet — making sense of social media. Tallinn: Tallinna Ülikooli Kirjastus, 2017.

  • Tiidenberg K. Moral Panics and Social Shaming with Selfies // Psychology Today, 2018.

  • Tiidenberg K. Selfies: Why we Love (and Hate) Them. Emerald Society Now Books, 2018.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений. Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции. Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

Где можно учиться по теме #социология

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.