Ходите ли вы на институтские лекции или подписались на онлайн-курс — не пренебрегайте такой опцией, как конспекты. Вот что ученые говорят о том, как делать их правильно.

От руки или на ноутбуке?

Скорость письма у взрослого человека ниже, чем скорость набора на клавиатуре, так что с ноутбуком вы сохраните больше информации. Зато бумажные заметки, скорее всего, будут лучше структурированы: ограничения в скорости вынудят вас записывать только самое важное и на ходу делать схемы и графики. Кроме того, в ноутбуке полно вещей, которые отвлекают (в статье, опубликованной в журнале Computers & Education, приводится статистика: 81% слушателей начинают вместо ведения конспекта проверять почту, 25% — играть в компьютерные игры), причем не только вас, но и соседей, если вы в аудитории.

Исследования не дают однозначного ответа на вопрос о том, какая стратегия более выигрышная, —

гораздо важнее, перечитываете ли вы конспект сразу после того, как он записан. И в любом случае стоит позаботиться о том, чтобы добавить в него схемы и графики, которые использует лектор, — зарисовать, сфотографировать или попросить ссылку на презентацию.

Перечитывайте сразу

Само собой, конспект вы делаете для того, чтобы когда-нибудь его перечитать. Но лучше перечитать сразу, чтобы исправить ошибки и, пока лекция не выветрилась из головы, восполнить пробелы (пропуски, недописанные фразы, непонятные сокращения). Этому очевидному соображению посвящен целый метаанализ 33 исследований.

Некоторые из них, например, задаются вопросом: а может, просто попросить материалы у лектора? И приходят к выводу: ознакомиться с ними точно не будет лишним, но собственный конспект ценен тем, что фиксирует моменты, важные именно для вас — с ними вам будет проще вспомнить, о чем шла речь.

Другое исследование отмечает, что лучше всего перечитывать и исправлять лекции с партнером или в небольшой команде.

Пробуйте разные методы

Не обязательно просто стенографировать все, что говорит лектор, — есть множество способов сделать конспекты понятнее и удобнее.

Например, Корнелльский университет рекомендует оставлять на каждой странице поля для ключевых слов и идей и заполнять их сразу после лекции (подробнее о Корнелльском и других методах мы писали здесь). Метод CUES+ предлагает использовать для лекций специально разработанные бланки, но можно обойтись и без них — суть в том, чтобы после каждых 3–6 тезисов записывать промежуточные саммари, отдельно выписывать новые термины, а после лекции потратить немного времени на то, чтобы выписать ключевые идеи. Некоторые лекции или презентации проще зарисовать, чем записать, — о том, как это делать, читайте здесь.

Даты и страницы

Многочисленные руководства по написанию идеальных конспектов дают банальные советы вроде «Используйте аббревиатуры» и «Обращайте внимание на то, как лектор выделяет ключевые моменты». Но некоторые рекомендации стоят того, чтобы их повторить:

  • Если конспектируете от руки, используйте тетради на кольцах, пишите только с одной стороны листа и каждую новую тему начинайте с новой страницы. Тогда вы сможете структурировать ваши записи даже в том случае, если лектор говорит путано.

  • Не пишите на каждой строчке — оставляйте места для дополнений.

  • Ставьте даты, записывайте имена лекторов. Формальность, но может пригодиться в самый неожиданный момент.

Где можно учиться по теме #продуктивность

Где можно учиться по теме #эффективность

Где можно учиться по теме #память

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.