Есть мнение, что страх публичных выступлений второй по силе после страха смерти. Главным образом мы боимся забыть текст. Но для всех видов текстовой информации есть свои стратегии запоминания. 2 октября в InLiberty пройдет лекция-тренинг чемпиона по запоминанию Андрея Сафронова. T&P публикуют отрывок из его книги о том, как учить тексты и стихи и готовить тезисы публичной речи.

Суперпамять за семь шагов: Книга-тренинг

Андрей Сафронов
Альпина Паблишер. 2019

Есть лишь несколько видов текстовой информации, которую нужно учить дословно, это:

  • Стихи. Их нельзя запомнить примерно, согласны?

  • Цитаты. Что еще?

  • Может, актерские роли (театральные роли).

  • Священное Писание. Здесь знание текста дословно и является целью.

Определения, термины, параграфы в учебниках, книги — здесь нужно уметь найти ключевые идеи/факты и запомнить их, а не все слова автора.

Тексты

Давайте разберем стратегию недословного запоминания текста. Пошаговый алгоритм:

  1. Читаем текст целиком, понимаем и создаем скелет этого текста.

  2. Находим факты / важную информацию и кодируем ее в образы.

  3. Запоминаем информацию.

  4. Воспроизводим по памяти и исправляем ошибки.

  5. Используем систему интервальных повторений (СИП), если хотим сохранить информацию надолго (о ней подробно — в седьмой главе).

Предположим, нужно запомнить такой текст:

Дельфины

Несмотря на то что дельфины обитают в воде, они относятся вовсе не к рыбам, а к млекопитающим. Они, как и человек, дышат легкими, рожают детенышей и выкармливают их материнским молоком.

Тело дельфинов идеально приспособлено для движения в воде и позволяет им очень быстро плавать. Этому также помогает очень эластичная и гладкая кожа, благодаря маслянистым выделениям, облегчающим скольжение в воде.

Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными.

Дельфины умеют «разговаривать». Общаясь между собой, они издают звуки, похожие на свист или щебетание. С помощью этих звуков они исследуют обстановку, сообщают друг другу о препятствиях и добыче. Дельфины способны к присваиванию и распознаванию имен.

Действуем по алгоритму:

  1. Тут все понятно, текст про дельфинов, про их строение, питание и особенности.

  2. Я выделил такие факты:

Дельфины

Несмотря на то что дельфины обитают в воде, они относятся вовсе не к рыбам, а к млекопитающим. Они, как и человек, дышат легкими, рожают детенышей и выкармливают их материнским молоком.

Тело дельфинов идеально приспособлено для движения в воде и позволяет им очень быстро плавать. Этому также помогает очень эластичная и гладкая кожа, благодаря маслянистым выделениям, облегчающим скольжение в воде.

Питаются рыбой, моллюсками, ракообразными.

Дельфины умеют «разговаривать». Общаясь между собой, они издают звуки, похожие на свист или щебетание. С помощью этих звуков они исследуют обстановку, сообщают друг другу о препятствиях и добыче. Дельфины способны к присваиванию и распознаванию имен.

Образы, которые подобрал: легкие, младенец с бутылкой молока, кусок кожи в масле, рыба + моллюски + раки, громкоговоритель, стенка из кирпичей и аквариум с рыбами, бейджик с именем.

  1. Есть несколько способов запомнить этот текст, я выбрал самый любимый — дворцы памяти. И разместил все полученные образы на локациях.

  2. По памяти пересказал своими словами текст и сравнил с оригиналом, чтобы посмотреть — не напутал ли я с фактами.

  3. Интервальные повторения (важно! Пересказ делаем по образам) для сохранения этого текста на долгий промежуток времени.

Если вы хотите пересказать текст более детально, то просто сделайте больше образов.

Стихи

Пошаговый алгоритм для запоминания стихов:

  1. Прочитываем стих один раз.

  2. Читаем первую строчку и кодируем ее в образ.

  3. Образ размещаем на локации.

  4. Рассматривая образ на локации, проговариваем всю строчку целиком три–пять раз.

  5. Читаем вторую строчку, кодируем ее в образ и проделы ваем пункты 3–4.

  6. Проговариваем две строчки вместе по памяти три–пять раз.

  7. То же проделываем с третьей и четвертой строчками, а затем повторяем все четверостишие три–пять раз по памяти.

Пример:

Шекспир. Сонет 130

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.

  1. Читаем один раз все четверостишие целиком.

  2. Кодируем первую строчку в образ (ы). Например, морская звезда с глазами.

  3. Размещаем на выбранной локации. Например, на телевизоре сидит морская звезда с глазами.

  4. Рассматриваем эту картинку и три–пять раз проговариваем первую строчку целиком.

  5. Кодируем вторую строчку в образ (ы). Например, кораллы с ртом.

  6. Размещаем на локации. Например, на столе много кораллов, и у всех есть рот. Рассматриваем эту картинку и три–пять раз проговариваем вторую строчку целиком.

  7. По памяти проговариваем первую и вторую строчки.

  8. То же самое делаем с третьей и четвертой строчками и затем четверостишие прогоняем целиком.

Вообще, стихи уже сами по себе запоминаются хорошо за счет рифмы. Забываются именно последовательности блоков.

Помните, как, стоя у доски на уроке литературы, когда мы не могли вспомнить продолжение стиха, кто-нибудь из одноклассников подсказывал первые слова другого четверостишия, и все сразу вспоминалось? Уверен, что такое было если не у каждого, то у большинства точно. По этому вот альтернативный вариант запоминания стихов:

  1. Запоминаем привычным способом. За счет рифмы это делается просто.

  2. Кодируем первую строчку первого четверостишия в образ.

  3. Кодируем первую строчку второго и других четверостиший в образы.

  4. Размещаем образы на локациях или соединяем методом «Цепочка».

  5. Проговариваем стих по памяти три–пять раз.

У меня быстрее получается запоминать все-таки первым вариантом. Попробуйте два способа, засеките время и решите, какой стратегией будете пользоваться в дальнейшем.

Кстати, если решите запоминать другие виды текстов дословно, то вам нужно просто следовать алгоритму, который описан для стихов. […]

Публичные выступления

Если вас приглашают куда-то выступить, значит, вы являетесь экспертом в какой-то области и для выступления будете готовить только тезисы + какие-то точные данные. Поэтому тут все очень просто. Тезисы и данные кодируете в образы и размещаете их на локациях.

Все. Даже если вам будут во время выступления мешать или, отвечая на вопросы, вы собьетесь с плана выступления, то вам не нужно будет бежать за листком и смотреть — что же там у нас дальше по плану? Нет, вы, как профессионал высокого класса, просто продолжите выступление с того места, где остановились ранее. Почему? Потому что весь план у вас будет постоянно «перед глазами».

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Где можно учиться по теме #память

Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram и Яндекс.Дзен.