Продолжаем разбираться в идеях, которые у всех на слуху последние несколько тысяч лет. После знакомства с образовательными идеалами Аристотеля мы решили обратиться к китайской философии — и публикуем сокращенный перевод отрывка из книги «The Path: What Chinese Philosophers Can Teach Us About the Good Life» Майкла Пуэтта и Кристины Гросс-Ло с сайта The Guardian. Семь советов от Конфуция и Лао-цзы кому-то могут показаться неожиданными и противоречащими всему, что говорит о саморазвитии популярная психология, но, в конце концов, почему бы не взглянуть критически на привычные идеи?

Не ищите себя

«Загляни внутрь души и пойми, кто ты есть на самом деле!», «Найди себя!» — такие советы очень популярны в поп-психологии и периодически всплывают в дружеских беседах. Однако китайские философы совсем не уверены в существовании «истинного „я“». В их представлении наша личность постоянно меняется, когда мы разговариваем, действуем, реагируем на какие-то события. Мы ведем себя по-разному, когда общаемся с мамой или коллегами, врачами или близкими друзьями. Каждый из нас — пластичное сложносоставное создание, состоящее из разных поведенческих паттернов и эмоций, а не застывшая цельная сущность. Но так даже лучше! Отказавшись от «истинного „я“», можно открыть много возможностей для перемен и развития.

Откажитесь от аутентичности

После обнаружения «истинного „я“» нас обычно призывают «оставаться верным себе» или (уж совсем плакатно) «быть собой». Конфуций бы не согласился: в таком стремлении он видел не свободу, а ограничение. Ведь что такое «подлинное „я“», которое вы якобы можете найти? Всего лишь мимолетное состояние, в котором вы находитесь в конкретный период биографии. Следуя этому образцу всю жизнь, вы теряете возможности для роста, которые есть у тех, кто признает постоянную изменчивость личности.

Мы развиваемся, когда признаем свою сложность и учимся с ней работать. Растем над собой, когда понимаем, что вспыльчивость или застенчивость — это не безусловные черты нашего характера, а привычки, которые можно преодолеть или как минимум скорректировать.

Имитируйте

Требование быть аутентичным подразумевает, что нужно всегда действовать искренне, демонстрировать только настоящие чувства, избегать всякого рода имитаций. Конфуций же относился к неискреннему поведению гораздо благосклоннее, потому что полагал, что имитация помогает избавиться от вредных привычек и научиться контролировать эмоции. Попробуйте улыбнуться, когда злитесь; прикусить язык, когда хотите накричать на собеседника. Таким образом вы подорвете привычный паттерн поведения, действуя как более взрослая и ответственная версия самого себя. Со временем имитация может перерасти во вполне искреннюю привычку.

Не стройте больших планов

В чем проблема с долгосрочными планами? Вы принимаете решения о будущем, основываясь на желаниях и целях того, кем являетесь в настоящем. Вместо того чтобы заключать себя в рамки больших решений, лучше действовать постепенно. Собираясь сменить карьерный трек, расстаться с партнером или переехать, начните с маленьких шагов, прощупайте почву. Обращайте внимание на то, как вы реагируете на небольшие изменения: это поможет лучше понять, куда вы хотите двигаться дальше, и не разочароваться.

Развивайте свои слабые стороны

Нас призывают обнаружить свои таланты еще в юности и развивать их, пока они не станут стабильной частью идентичности. «Книжные черви» поступают на филологический, люди с хорошей координацией идут в спорт. Китайские философы предлагают отказаться от такой логики. Если вы неуклюжи, запишитесь на танцы. Плохи в языках? Идите на курсы французского. Возможно, вы не добьетесь успехов, но точно станете более гибкими и разносторонними.

И вообще: будьте слабым

В западной культуре нас призывают быть сильными, побеждать и добиваться поставленных целей. Однако Лао-цзы считал, что иногда быть слабым лучше, чем сильным. Спокойно наблюдая за тем, как устроен мир и человеческие отношения, вы обретаете особую силу влияния на людей без прямых команд и проявлений власти. Учитесь управлять незаметно, тонко, с умом.

Не слишком увлекайтесь наблюдениями за своим внутренним миром

Сегодня все говорят о пользе осознанности — способности наблюдать за своими эмоциями и страстями как бы отстранившись, со стороны. Конфуцианство, напротив, предполагает активное участие не во внутреннем, а во внешнем мире. Только так, согласно учению, можно вырасти над собой.