Географ Юлия Кузнецова начала делать подкасты для Laba.Media, а затем выиграла грант издания Republic и выпустила уже больше 10 выпусков подкаста об экологии. Во время «Слета просветителей», который прошел 17 ноября в Москве, она поделилась своим опытом — рассказала, как выбирает темы, с чем приходится сталкиваться в общении с гостями и сколько стоит производство. T&P публикуют конспект.

Научный подкаст: один в поле воин

17 ноября 2019 года. Лекция. В рамках «Слета просветителей». При поддержке фонда «Эволюция».

Юлия Кузнецова

Научный сотрудник географического факультета МГУ, научный журналист, выпускница Школы лекторов фонда «Эволюция», автор подкаста об экологии «Два градуса Цельсия»

Тема

У меня все довольно просто: я географ, уже пробовала вести подкаст про экологию и решила и дальше продолжать во всем этом разбираться. Но я выделила четыре вопроса, на которые надо ответить, если вы выбираете тему для подкаста:

  1. Что интересно вам лично?

  2. Что, по-вашему, интересно аудитории? На какие темы есть запрос?

  3. Хватит ли у вас компетентности говорить на эту тему? Во время записи подкаста нет возможности открыть на ноутбуке 500 ссылок — вы должны в режиме реального времени следить за мыслью спикера, отлавливать какие-то непонятные моменты, задавать вопросы, помогать подать тему так, чтобы слушатели все поняли.

  4. Насколько доступны источники и эксперты по этой теме?

Название

У нас было несколько вариантов, и в итоге я выбрала «Антропоцен». Но во время первой же записи гость, метеоролог Павел Константинов, сказал: «Нет, так не пойдет. Никто не знает, что такое антропоцен. Люди просто не поймут, о чем это». Так что подкаст стал называться «Два градуса Цельсия» — это считается условным потолком повышения средней температуры на планете; его нельзя допустить, потому что тогда начнутся необратимые процессы. Это название и само провоцирует обсуждение, а еще отсылает ко множеству более узких тем, чем глобальное потепление.

Формат

Вы можете наговаривать подкаст в одиночку, можете делать целые радиоспектакли с каким-то звуковым и музыкальным оформлением. Для начала я выбрала самый простой и понятный формат — интервью с одним спикером. Хочу попробовать делать кросс-интервью с некоторыми спикерами, но пока решаюсь только в текстовом формате: в аудиозаписи это все может превратиться в очень сложный для редактирования материал.

Выбирая формат, стоит также подумать о длительности выпусков. Длинные записи мало кто слушает. Большинство выпусков моего подкаста длятся по 30–40 минут, полностью их прослушивает не больше 50% аудитории. Зато почти всегда дослушивают до конца 20-минутные выпуски.

Из-за этого некоторые темы лучше разбить на несколько выпусков. Обычно мы со спикером оговариваем это заранее, но бывает, что вы не можете остановиться в процессе. Бывает, что спикер очень занятой и его трудно вытащить на запись, хочется сразу многое обсудить. Так, однажды во время записи мы проговорили 1,5 часа, а затем мне пришлось очень долго ковыряться, чтобы разделить запись на два выпуска: просто разбить посередине нельзя, ведь в разговоре прослеживается какая-то логика. В итоге я вырезала кусок из середины и сделала его отдельным выпуском, а вступление и окончание для него записывала отдельно.

Хочу еще поэкспериментировать с короткими форматами: один вопрос — один ответ.

Гости

Конечно, хочется открывать новых героев, новых экспертов. Бывало, я буквально в баре знакомилась в компании друзей с кем-то, кто очень круто говорит на интересную мне тему. Но в основном, по крайней мере в самом начале, это все те же самые эксперты, которых можно встретить в других медиа. Зато те, кто постоянно ходит в подкасты и на YouTube-каналы, не боятся микрофона. А дальше нужно их разговорить, подать тему с необычным ракурсом или глубиной.

Чтобы не оказалось, что гость в ответ на вопрос говорит: «Нет, в этом я некомпетентен», — обычно я заранее оговариваю тему и примерный круг вопросов. Хотя в целом такие моменты легко вырезаются.

Иногда эксперты отказываются приходить, потому что им по какой-то причине не нравится издатель (Republic). Так было летом, когда я хотела записать подкаст про радиацию. Были инфоповоды (сериал «Чернобыль», история с захоронением радиоактивных отходов в Москве), был очевидный запрос аудитории, ученые были готовы отвечать на мои вопросы по телефону, но от записи подкастов отказывались, потому что им не хотелось сотрудничать с конкретным СМИ, они боялись, что у него какая-то не такая позиция. Чернобыль — специфическая тема, многое засекречено, а все исследования — международные.

Темы выпусков

Можно отталкиваться от инфоповода и искать того, кто поможет разобраться в какой-то конкретной теме — например, в ООН выступила Грета Тунберг и вы делаете подкаст об изменении климата. А можно отталкиваться от спикера, потому что бывают очень интересные люди, которые очень увлекательно говорят. Ваша задача и в том и в другом случае — придумать, как подать тему.

Несколько выпусков на одну тему не проблема, если разные спикеры будут рассматривать разные аспекты, которые вы вынесете в заголовки.

Наиболее популярные экологические темы — те, что касаются каждодневной жизни. То, что происходит в какой-нибудь Антарктиде, уже не так интересно, хотя если мы говорим про нее в связи с неким инфоповодом (та же Грета Тунберг), прослушивания сразу растут.

Интервью

Иногда я детально не готовлюсь, разбираюсь на ходу. Помогает образование и то, что я все время в этой среде, постоянно читаю об экологии. С одной стороны, филоню. А с другой — это правда помогает, потому что, когда начинаешь заранее детально разбираться в теме, становишься заложником того, что успел придумать, и на записи как бы говоришь по бумажке, не импровизируешь (это слышно) и перестаешь удивляться, внимательно следить за мыслью гостя, не подхватываешь какие-то темы по ходу разговора.

Когда готовлюсь, никогда не пишу вопросы целиком. Но составляю шпаргалку с ключевыми словами, на которые можно быстро бросить взгляд и сформулировать вопрос.

Во время интервью мне важно внимательно слушать гостя и делать пометки, чтобы не забыть задать вопросы, возникающие по ходу.

Если тема обзорная, особенно важно делать шпаргалки, чтобы не забыть затронуть тот или иной аспект (иначе потом в комментариях напишут: «А что ж вы вот о том-то и том-то не поговорили?»). А если мы с гостем разбираемся в каком-то узком вопросе, мне, наоборот, нравится следовать за его мыслью.

Иногда гостю нужно время, чтобы освоиться и разогнаться, хотя аудиозапись — это все же проще, чем прямой эфир. Чтобы человек привык к обстановке, мы садимся к микрофонам за 10–15 минут до начала записи. Иногда в процессе я шучу, говорю какую-то чушь (все равно вырежу), чтобы растормошить спикера.

Из ответов на 15–20 вопросов, как правило, и получается выпуск на 30–40 минут.

Запись

Я пишу интервью в студии. Можно, конечно, писать на айфон, но очевидно, что в студии звук лучше. Мне обычно хватает часа.

Первые выпуски я записывала в коворкинге (аренда переговорной — 500 рублей в час), но там то уборщица зайдет, то крышу ремонтируют. Так что пришлось переместиться в студию (студия для подкастов проекта «Полка», 750 рублей в час). Студии часто готовы работать по бартеру — например, за упоминание, если ваш подкаст будет опубликован в каком-то очень читаемом паблике.

Во время записи в студии присутствует звукорежиссер (ребята из «Подкастерской», с которыми я сотрудничаю, берут 1800 рублей в час), который следит за качеством записи (я на это не отвлекаюсь) и в конце выдает мне две звуковые дорожки — мою и гостя.

Комментарий из зала: Я делаю подкаст, используя собственное оборудование. Внешняя аудиокарта стоит 8000 рублей, два микрофона со стойками и проводами — еще по 3000 рублей.

Комментарий из зала: У меня мобильный подкаст, мне не обязательно приглашать гостя к себе, так что он может находиться в комфортной для себя обстановке. У меня два «зума», каждый из которых стоит 6000 рублей, и две конденсаторные петлички с хорошим качеством звука.

Монтаж

Я сама монтирую подкасты — во-первых, потому что работа звукорежиссера стоит дорого, во-вторых, потому что я знаю, чтó точно нужно убрать.

По времени монтаж занимает от трех до восьми часов. Вот на что уходит время:

  1. «Переговаривания». Подкасты нравятся мне тем, что это что-то среднее между обычным интервью и прямым эфиром. С одной стороны, все плюсы живого разговора, а с другой — есть возможность переговорить, и это очень нравится большинству гостей. Я по себе знаю: иногда что-то скажешь в потоке, а потом сам себя слушаешь и думаешь «Боже мой, какой ужас». Если я слышу, что логическая цепочка нарушается или язык слишком сложный, непонятные термины, я предлагаю гостю переговорить какую-то часть по новой.

  2. Всякие вздохи, хрипы, кашель, смешные оговорки, дурацкие шутки.

  3. Ошибки. Даже ученые ошибаются, особенно если выходят из своей сферы в смежную. Если я слышу какое-то спорное высказывание, я могу его вырезать.

Работаю в программе Audacity, она бесплатная и интуитивно понятная. Все, что нужно для подкастов (по крайней мере, на начальном уровне), в ней есть. Создаете проект, вставляете две дорожки, мышкой по принципу copy+paste вырезаете ненужное, а дальше у вас задача просто свести звук. Заставку я нашла в библиотеке джинглов, цена зависит от предполагаемого количества прослушиваний (порядка 2000 рублей в моем случае).

Аудитория

Подкасты хорошо заходят на платформах, на которых уже есть аудитория. Как продвигать просто в iTunes, не очень понятно.

Комментарий из зала: По сути, способ только один — составить грамотное описание, используя ключевые слова, по которым подкаст будут искать.

Юлия Кузнецова: Поскольку я публикую подкаст в издании Republic, аудитория там очень вдумчивая, часто в комментарии приходят люди, которые хорошо разбираются в какой-то теме, кидают полезные ссылки. Когда мы делали несколько выпусков на одну тему, после первого выпуска нам в комментариях написали вопросы, на которые мы ответили во втором выпуске.

Если я вижу, что люди комментируют не то, о чем подкаст, понимаю, что, значит, мы плохо раскрыли тему.

Иногда люди просят делать расшифровки, причем их посещаемость сравнима или выше по сравнению с прослушиваниями аудио. Мне кажется, это важно: многие люди по-прежнему предпочитают читать.

Комментарий из зала: К тому же расшифровки индексируются поисковиками.

Еще можно делать подкасты на YouTube. Причем можно просто черный экран и звук — в Европе так слушают, без видео. Потому что на YouTube есть свои инструменты продвижения.

Юлия Кузнецова: Половина людей, с которыми я обсуждаю подкасты, говорят, что им нужна «говорящая голова». Я пока к этому не готова. Но, по их словам, даже если включил подкаст и параллельно режешь морковку, видимый образ на экране мотивирует обращать больше внимания.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений.
Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции.
Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.