Как устроены иммунитет, общественное мнение, современное образование, когнитивная лингвистика? В 2019 году T&P задали множество вопросов экспертам. В этой подборке — лучшие ответы.

«Иммунитет не нужно поднимать — он и так хорошо работает»: иммунолог о бесполезном витамине С и успехах в лечении ВИЧ
Весенний авитаминоз, необходимость укреплять иммунитет, чай с лимоном от простуды, польза витаминных комплексов и йогуртов с полезными бактериями — все это мифы, не имеющие отношения к науке, которые транслируют по телевизору, дома и на работе. На самом же деле витамин С совершенно бесполезен, а иммуномодуляторы — это не только раскрученная гомеопатия, а эффективное лекарство от рака. T&P поговорили с

Наука о невысказанном: что такое когнитивная лингвистика
Чему бы мы ни учились, мы вряд ли сможем обойтись без языка. Но язык — не только инструмент для передачи информации или ключ к процессам познания: он отчасти сам формирует ту реальность, которую мы познаем. Взаимодействием языка и познания занимается когнитивная лингвистика. О том, как мы структурируем знания, о чем говорим, когда не говорим, и какой у всего этого прикладной смысл, — в интервью с лингвистом Андреем Кибриком.

Быть профессионалом нужно там, где раньше не требовалось: как устроено современное образование
Джон Мейер — почетный профессор Стэнфордского университета, социолог образования и сторонник неоинституционального подхода, который позволяет увидеть, как мир влияет на образование, а образование — на мир. T&P поговорили с Мейером, который посетил X Международную российскую конференцию исследователей высшего образования, и узнали, почему даже диплом плохого вуза сильно повышает шансы на карьерный успех, что изменилось в людях с распространением общедоступного образования и как связаны lifelong learning и представление о человеке как о ценности.

Исследователь Дмитрий Рогозин — о том, как соцопросы конструируют общественное мнение
В последнее время нередки скандалы, связанные с изучением общественного мнения: так, ВЦИОМ, изменив методику, «увеличил» рейтинг доверия президенту, а «Левада-центр» обнаружил у россиян небывалую любовь к Сталину. Соцопросы все чаще воспринимаются как инструмент манипуляций, вопросы возникают и к позициям ученых, и к механикам исследований. T&P поговорили с заведующим лабораторией методологии социальных исследований ИНСАП РАНХиГС, старшим научным сотрудником ИС РАН Дмитрием Рогозиным о том, как изучать общество, если не существует «большинства» и «общего мнения», что такое насилие над респондентом и почему нельзя доверять ученым.

Антарктида потихоньку разваливается: как изучение льда может спасти планету от гибели
Что антарктическое подледниковое озеро Восток может рассказать о глобальном потеплении? Гляциолог и полярник Алексей Екайкин каждый год проводит почти три месяца в Антарктиде, изучая климат прошлого и ища ключ к пониманию климатических процессов настоящего и ближайшего будущего. T&P поговорили с ним о том, чем нам грозит глобальное потепление, почему исследовать озеро — сложно и дорого и что оно может рассказать о других планетах.

Что такое социальные исследования науки и техники и как они влияют на работу IT-корпораций
Социальные исследования науки и технологий (Science and technology studies, STS), пожалуй, одно из самых интересных и актуальных сегодня направлений социологии, призванное контролировать амбициозных генетиков, инженеров и тех, кто платит им зарплаты. Почему наука не может быть объективна и нейтральна, как культурные установки программистов влияют на работу с большими данными и зачем IT-корпорациям штатный социолог? У STS есть ответы на эти и многие другие вопросы. T&P поговорили с руководителем Центра исследований науки и технологий Европейского университета в

Как устроена доказательная медицина и почему не всякое лекарство — благо
Доказательная медицина призвана уберечь пациентов (и их кошельки) от ненужных медицинских назначений, не допустить на рынок бесполезные или, того хуже, опасные препараты, помочь врачам быть в курсе современных методов лечения. Одновременно она поднимает множество вопросов о медицинской этике, стандартах здравоохранения и рентабельности фармбизнеса. О том, как регуляторы лавируют между интересами пациентов и фармкомпаний, почему ссылка на PubMed — еще не знак качества и зачем некоторые «доказательные» врачи выписывают пациентам гомеопатию, T&P поговорили с научным журналистом, автором книги «0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия» Петром Талантовым.
Комментарии
Комментировать