На этой неделе компания FutureToday опубликовала IV Рейтинг лучших работодателей России. В ходе исследования было опрошено более 23 тысяч студентов ведущих российских вузов, выпускающихся в 2020–2021 годах. Согласно результатам рейтинга, топ любимых работодателей молодежи возглавляют технологичные компании. Из не технологичного сектора предпочтения будущих лидеров на стороне сырьевых гигантов и консалтинга.

Денис Каминский, партнер компании FutureToday:

Когда в начале 2016 года мы принимали решение о запуске рейтинга, мы подумали, что проект можно будет назвать успешным, если он переживет как минимум три выпуска. Это будет означать, что методология принята, а инициатива востребована индустрией. Цель проекта — сформировать методологию исследования, которая сделает его максимально прозрачным, точным и удобным, а главное — прикладным инструментом.

Чтобы на этапе дизайна исследования встроить запрос работодателей в ДНК рейтинга, мы сформировали наблюдательный совет. На сегодняшний день в нем состоят 60 представителей компаний работодателей. Функция наблюдательного совета — согласование методологии исследования и анализа результатов. Как результат, данные исследования прозрачны и понятны бизнесу. При этом часть данных доступна всем желающим работодателям бесплатно.

О результатах 2020 года

В ходе исследования было опрошено более 23 тысяч студентов ведущих российских вузов, выпускающихся в 2020–2021 годах. В первую тройку самых популярных работодателей вошли «Яндекс» (компания заняла 1-е место, опередив ближайшего конкурента на 0,4%), Google и Apple. Также в десятку вошла компания Mail.ru Group, разделившая 8-е место с «Роснефтью». Из ресурсных компаний в топ вошли «Газпром» и «Газпром Нефть», заняв 4-е и 7-е места соответственно. Сбербанк расположился на пятом месте, сразу после него — BMW, а завершает десятку Coca-Cola.

Интересно, что у студентов наиболее востребованных (по опросу работодателей) факультетов топовых вузов доля технологических компаний еще выше. Помимо упомянутых «Яндекса» (1-е место с отрывом почти 10%), Google (2-е место), Apple (4-е место) и Mail.ru Group (6-е место), любовь прогрессивной молодежи завоевали также Microsoft (8-е место) и Huawei (10-е место). Кажется, усилия Германа Грефа (он, кстати, самый уважаемый руководитель компании, согласно опросу) дают свои плоды: Сбербанк обогнал в рейтинге компанию Apple, заняв 3-е место. Кстати, другой банк, плотно ассоциирующийся с ИТ — Тинькофф, — занял почетное 9-е место. Из не технологических работодателей в топ у самых востребованных студентов вошли только McKinsey & Company (5-е место) и «Газпром» (7-е место).

Явное доминирование технологического бизнеса стимулирует крупных работодателей фокусировать свои ресурсы на ограниченном списке факультетов, целевых именно для этих работодателей. Это позволяет вести разъяснительную работу со студентами и рассказывать, что мир живет не только IT-компаниями.

В результате в рейтинге целевых аудиторий (рассчитывается только по тем факультетам, которые компания считает для себя целевыми и на которых она фокусирует свое внимание) лидирует нефтехимическая компания СИБУР. На 2-м месте — McKinsey & Company, на 3-м — Mail.ru Group. В десятку также вошли биотехнологическая компания BIOCAD (4-е место), госкорпорация «Росатом» (5-е место), Сбербанк (6-е место), консалтинговая компания Bain & Company (7-е место), аудиторская компания PwC (8-е место), производитель парфюмерии и косметики L’Oréal (9-е место), а также лидер рынка интеллектуальной обработки информации компания ABBYY (10-е место).

Говорят практики

Людмила Найденова, Head of employer branding, PwC Russia:

Как изменилась ваша работа с молодыми специалистами за последние годы?

В настоящее время мы продолжаем реализовывать выбранную стратегию в отношении привлечения нашей целевой аудитории, усиливая наше присутствие в диджитал-каналах и при этом проводя офлайн-мероприятия в новых форматах. Например, к традиционно любимым студентами кейс-чемпионатам добавляются предварительные этапы, основанные на игровых механиках. Образовательные элементы наших программ трансформируются в микрообучение и персонализированные форматы карьерных кафе и консультаций по написанию учебных работ.

Как меняются молодые специалисты, которые приходят к вам на работу в последние годы?

С каждым годом увеличивается количество студентов и выпускников, которые хотят приобретать одновременно опыт и те знания, которые они не получают в стенах университета. Они готовы брать на себя ответственность и заинтересованы в построении динамичной карьеры. Молодых специалистов привлекает их причастность к работе, оказывающая позитивное влияние на трансформацию реального бизнеса.

Как вы оцениваете ситуацию на рынке труда молодых специалистов? Усиливается ли конкуренция?

Конкуренция за сильных выпускников существовала всегда, но в текущей ситуации она осложняется снижением количества студентов и выпускников. Это связано с демографическим кризисом, приходящимся на эти годы. В связи с этим мы проводим более активную и прицельную работу со старшеклассниками и студентами первых курсов.

Ольга Улесова, директор по управлению талантами СИБУР:

Для нас молодые специалисты — одна из ключевых категорий сотрудников. В компании работает порядка 24 тысяч человек, и ¼ из них — сотрудники до 30 лет. Поэтому исторически у нас выстроена работа с этой аудиторией: от проведения профориентационных мероприятий и популяризации естественных наук среди школьников до формирования собственной образовательной экосистемы — организации практик и стажировок студентов, целевых программ с вузами и так далее.

На ближайшие три-пять лет у нас серьезные планы по найму молодых специалистов, мы планируем привлекать более 500 талантливых выпускников ежегодно. При работе с такими объемами крайне важно формировать широкую воронку кандидатов на старте отбора. Подобные исследования помогают нам грамотно выстраивать рекламные кампании на рынке труда.

Лариса Вайпан, глава рекрутингового отдела Bain & Company:

Конкуренция за молодых специалистов среди работодателей усиливается, и, более того, в последние годы борьба за таланты начинается с все более ранних курсов. Если раньше компании общались преимущественно с выпускниками и студентами предпоследнего года учебы, то сегодня приглашают на мероприятия уже первокурсников. Немало компаний начинают работать со школьниками. Растет количество и формат предлагаемых стажировок, и у талантливого студента сегодня правда очень много возможностей рано начинать приобретать опыт работы.

Построение бренда работодателя в соцсетях сейчас неотъемлемая часть привлечения, при этом, согласно исследованию, студенты все же узнают о компаниях в первую очередь на мероприятиях. Соответственно, проведение презентаций, участие в ярмарках карьеры или живое общение со студентами в других форматах никуда не ушло.

Полный рейтинг самых желанных работодателей России от FutureToday смотрите здесь.