Актерское мастерство, пластическое искусство, техника речи — лидеры бизнеса и политики давно включили все это в арсенал своего обучения. На примере людей, которые учатся в Gogol School, показываем, как это может быть полезно каждому.
История Лэйсан Гайсиной
Днем Лэйсан Гайсина работает менеджером по персоналу в книжной сети «Читай-город». А вечером — два раза в неделю, иногда чаще — уже больше года она занимается в Gogol School.
«Пока что менять свою жизнь я не собираюсь. Мне нравится моя работа, уходить в актеры я не планирую. Gogol School для меня — это не попытка найти новую профессию, это попытка добавить новых красок именно в эту жизнь, которая у меня есть. И это очень удачная попытка. Я даже не знаю, как сказать… Восприятие жизни очень поменялось. На более тонкое, острое… И счастья, конечно, прибавилось».
Лэйсан родилась в крохотном городке Мелеуз в Башкортостане. Собственного театра в городе не было, иногда заезжали в местный ДК провинциальные труппы с гастролями, своими выступлениями только отвращая от сценического искусства. Любовь к театру появилась позже, когда, приехав в Москву учиться в Плехановской академии, Лэйсан стала подрабатывать в фирме, которая занималась наймом для московских театров обслуживающего персонала. В студенческие годы ей удалось посмотреть много постановок, с друзьями она иногда снимала пародийные видео на разные мюзиклы или спектакли. Таким образом, тяга к творчеству появилась, но потом долгие годы его очень не хватало.
«Я увидела объявление об открытом уроке Gogol School в ноябре 2018-го. Уговорила подругу поехать со мной. Мы долго стояли за дверью, не решались войти. Но в конце концов я поняла, что если не войду с подругой, потом уже одна ни за что не решусь». Лэйсан все-таки вошла, и с тех пор жизнь ее перевернулась. Она прошла четыре интенсива, сейчас проходит уже третью лабораторию Gogol School и не собирается останавливаться.
«Мне открылся совершенно иной мир,— признается она. — Мир, в котором можно мыслить по-другому, не бояться сделать ошибку, вообще ничего не бояться, быть свободной. Это здесь, в нашей обычной жизни, нам кажется, что все только и смотрят на нас и осуждают каждое наше слово, движение. А когда в присутствии тридцати человек ты выходишь на сцену и делаешь что-то не то, а потом эти тридцать человек тоже выходят и тоже ошибаются, это ощущение проходит. Ты начинаешь просто жить и радоваться». Лэйсан утверждает, что в ее работе театральные практики тоже пригодились. Стало проще общаться с людьми, принимать их такими, какие они есть.
Она перестала стесняться, спокойнее относится к провалам, стала раскованнее. Да и в целом стала счастливее, каждую минуту времени.
Единственное — непонятно, как теперь обходиться без театра. «Энергетика театра, конечно, очень затягивает. Все это общение, адреналин. Даже если идешь на занятия абсолютно выжатый, в плохом настроении — оказываешься там, и все, ты весел и здоров».
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/063/image/base_e16defb9df.jpg)
При чем тут Гоголь
Gogol School связана с «Гоголь-центром» только названием и близостью расположения, а также некоторыми элементами общей истории. Все 24 педагога, работающие в школе, — это действующие актеры и режиссеры, но в «Гоголь-центре» из них работают лишь несколько человек, остальные состоят в труппах Театра наций, МХТ им. Чехова, «Практики», «Мастерской Брусникина» и т. д. Идею создания школы предложил в 2015 году Илья Ромашко, выпускник курса Кирилла Серебренникова в
«Я сам — выходец из среды, никак не связанной с театром, — объясняет он идею школы. — До 25 лет я работал в области финансов, и у меня был дикий, просто дичайший голод по
Как начиналась школа
Летом 2015 года Gogol School получила ангар в Перовском парке, затем переехала в ТЦ «Мозаика» (метро «Кожуховская») и только осенью 2019-го перебрались на улицу Казакова, в здание недалеко от «Гоголь-центра». Пробную лабораторию собирали, разместив объявление в фейсбуке.
«Из двух десятков 25–30-летних студентов примерно половина были предпринимателями, остальные — менеджеры, — рассказывает Илья Ромашко. — Например, выпускницей этой лаборатории была Иляна Эрднеева (сейчас — главред журнала Glamour). Под руководством режиссера Никиты Бетехтина ребята поставили чудесный пластически-драматический спектакль „Гимнастический козел“, а группа по своей инициативе сопроводила спектакль выставкой».
Зачем это все
«Человек приходит к нам за самим собой, — рассказывает Илья Ромашко. — За возможностью почувствовать себя живым. Нам всем кажется, что важно все время к себе прислушиваться в поисках ответа на вопрос „Чего я хочу?“. Но на этот вопрос невозможно ответить, не ответив на вопрос „Кто я?“. Человек взаимодействует с этим миром через акт творения, или созидания. Вот это вот „посадить дерево, родить сына, построить дом“. А еще — спеть, сплясать, сыграть. То есть сделать что-то, чтобы тебя увидели, услышали. Это и имеется в виду под „по образу и подобию“».
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/065/image/base_2bf9b739fa.jpg)
Как использовать театральные навыки в работе и обычной жизни
То, что называется сейчас «прокачкой soft skills», напрямую вытекает из ощущения себя живым, деятельным. Это ощущение дает театральное искусство. Известно, что химия тела и наше мышление взаимосвязаны как инь и ян. Девяносто девять из ста зажимов, которые есть у нас в голове, проявляются в теле. Театральные практики помогают побороть страх перед контактом с людьми, позволяют примерять и проживать разные роли, позволяют ярче чувствовать и учат выражать чувства. В результате человек полнее и ярче проявляет себя и в общении с друзьями, и за столом переговоров.
Как изменилась жизнь выпускников Gogol School
Илья Ромашко рассказывает, что ему известно лишь о нескольких случаях, когда выпускники кардинально поменяли свою карьеру.
«Ведь часто оказывается, что людям не нравилось что-то в их жизни не потому, что это было объективно плохо. А потому, что чего-то в этой жизни не видели, чего-то не слышали, не чувствовали. А театр лечит и зрение, и слух, и восприятие. И жизнь просто начинает играть новыми красками».
Кому не нужно приходить в школу
Людям с серьезными психологическими проблемами. Это не терапевтические занятия, не психологические тренинги и не тренинги личностного роста. Модель поступления в Gogol School обычно выглядит так: человек выбирает на сайте школы направление, в котором хотел бы себя попробовать (актерское мастерство, пластическое искусство, кинорежиссура; помимо этого, существуют еще подростковые лаборатории). На обучение обычно зачисляют после собеседования, посещения открытых уроков либо прохождения интенсива — комплекса из нескольких занятий. Трехмесячный курс состоит примерно из 24 занятий и стоит порядка 50 000 рублей. Но в практике Gogol School было несколько случаев, когда желающим пришлось отказывать.
«Агрессия, яркий дефицит внимания, когда человек пытается привлекать внимание через токсичность, — в этих случаях нам действительно приходилось отказывать», — рассказывает Илья Ромашко.
Комментарии
Комментировать