Вопросы добра и зла уже давно перешли из умозрительных рассуждений о морали во вполне реальное поле интересов и внимания ученых-нейробиологов. Разбираемся, почему одни люди злые, а другие добрые, можно ли это изменить и при чем здесь эмпатия.

Люди способны на действительно невероятные поступки. В экстренных ситуациях мы можем броситься спасать человека из машины, застрявшей на железнодорожных путях, несмотря на уже приближающийся поезд. Или кинуться в ледяную воду за ребенком, который провалился под лед. Подобные героические поступки — примеры так называемого крайнего альтруизма. Термин означает самоотверженные действия, которые человек совершает по отношению к другим, часто незнакомым людям, чтобы помочь им, несмотря на риски для собственной жизни. Крайний альтруизм проявляется в из ряда вон выходящих ситуациях, поэтому мы, как правило, не знаем, способны мы на него или нет.

Человечеству действительно известно немало примеров истинного геройства со стороны людей, способных на самопожертвование. Не меньше в истории и примеров невероятной жестокости, исходящей от людей, склонных к насилию и разрушению. Альтруисты и психопаты стоят по разные стороны морального компаса и представляют собой крайние проявления всего лучшего и худшего, что мы как вид воспитали в себе за годы развития и эволюции.

Предполагается, что лучшие черты, то есть стремление помогать друг другу, развились в нас в результате жизни внутри больших социальных групп. Наши предки были вынуждены собираться вместе, чтобы вместе же противостоять внешним опасностям. Однако, поскольку одним группам приходилось конкурировать с другими, одновременно со взаимовыручкой мы воспитали в себе и готовность навредить соперникам, причем при необходимости — смертельно.

И добро, и зло напрямую связаны со способностью к эмпатии, то есть умению поставить себя на место другого человека и почувствовать то, что чувствует он. Развитая эмпатия побуждает нас помогать тем, кто оказался в беде, тогда как ее недостаток, наоборот, толкает на жестокое, антиобщественное и психопатическое поведение. И, по всей видимости, недостаток эмпатии связан со сбоем в нейронных связях нашего мозга.

Природа добра и зла

К эмпатии способны не только взрослые люди — по крайней мере, к таким выводам пришла Мааян Давидов и ее коллеги, исследовав реакцию младенцев на состояние окружающих людей. В ходе эксперимента оказалось, что многие дети до полугода реагируют на раздражители вроде другого плачущего ребенка или на мать, которая расстроена. Причем реагируют не ответным раздражением, а озабоченностью, и чем старше ребенок, тем сильнее это проявляется.

Однако, как показал тот же эксперимент, подобным врожденным чувством сопереживания обладают далеко не все дети. Поскольку речь идет о малышах, которые еще не успели впитать в себя культурные, социальные и семейные нормы, ученые делают аккуратные предположения, что

уровень эмпатии, а также предрасположенность к альтруизму и жестокости заложены в наших генах

Однако речь идет именно о предрасположенности, т. е. при хорошем раскладе, если ребенок оказывается в правильной семье и воспитывается родителями, у которых нет проблем с эмпатией и моральным компасом, все будет хорошо.

Две стороны одной монеты

К сожалению, если этого не происходит и ребенок, предрасположенный к низкому уровню эмпатии, оказывается в негативной среде, мы получаем взрослого человека с — в той или иной мере — антисоциальным поведением. В особо тяжелых случаях — человека с расстройствами психопатического спектра.

Черты, наиболее характерные для психопатов, — притворное горе и отсутствие раскаяния, а также пренебрежение чувствами других наравне с мастерским умением делать вид, что в действительности они испытывают те или иные чувства. Именно поэтому психопаты так опасны: люди со здоровым восприятием не в состоянии оценить степень искренности чувств психопата, поскольку просто не сомневаются в ней.

Доктор Кент А. Кил, автор книги «Психопаты. Достоверный рассказ о людях без жалости, без совести, без раскаяния», провел целый ряд экспериментов с заключенными, на основании которых сделал интересные выводы. Согласно заключениям ученого, для людей с психопатическими расстройствами характерны чисто биологические нарушения в тех областях мозга (участки миндалевидного тела), которые отвечают за формирование эмоций, принятие решений и самоконтроль. У психопатов в этих областях мозга содержится на примерно 5–7% меньше серого вещества, чем у остальных людей. Чтобы компенсировать недостаток, они используют другие участки мозга, сознательно моделируя эмоции, — отсюда столь мастерское умение притворяться.

Люди с психопатическими расстройствами осознанно думают о том, что хорошо, а что плохо, тогда как остальные люди просто неосознанно чувствуют, куда указывает стрелка их морального компаса

Крайние альтруисты, как уже было сказано выше, — полярная противоположность психопатам, которые на самом деле точно так же страдают нарушениями в нейронных связях мозга. Просто эти нарушения, в отличие от нарушений психопатических, общество готово принять, а иногда даже одобряет. Если для психопатов характерна сниженная реакция на боль других людей, то в тех же условиях альтруисты испытывают более выраженную активность в миндалевидном теле, которое у них в целом на 8% больше, чем у обычных людей.

Как отключить совесть

Однако если и альтруисты, и психопаты скорее исключение из правил и большинство людей не способны на акты слепого геройства или насилия, то чем можно объяснить массовые акты жестокости (от геноцида до травли одного ребенка всем классом), которые требуют соучастия или как минимум отсутствия противодействия со стороны большинства? Почему иногда замолкает голос совести людей, которые не страдают расстройствами и способны на «нормальную» эмпатию?

Попытаться объяснить это явление можно с помощью уже классического эксперимента Стэнли Милгрэма, который ученый провел еще в 60-е годы прошлого века.

Согласно условиям эксперимента, участники должны были посылать импульс тока человеку в другой комнате, когда тот давал неправильный ответ на вопрос. Причем каждый последующий неверный ответ предполагал более сильный удар током; насколько повышать напряжение, испытуемые должны были решить самостоятельно. Во время эксперимента в комнате присутствовал исследователь-ассистент, который всячески подстрекал человека повышать разряд, — большинство в итоге доводили уровни напряжения до величин, опасных для жизни. И делали это, несмотря на крики боли, доносившиеся из соседней комнатыНа самом деле током никого, конечно же, не били: крики были записаны, но испытуемые узнавали об этом только после эксперимента. .

Завершив эксперимент, Милгрэм пришел к довольно неутешительному выводу: большинство взрослых людей готовы на практически что угодно, если указания идут от тех, кто обладает властью.

В таких ситуациях мозг человека постепенно «перепрошивается», после чего совершенно безвредные люди становятся способны даже на убийство. Проще всего это сделать, создав образ «врага», представляющего угрозу. Со временем, если работа ведется планомерно, масштаб «врага» подрывает любую способность человека испытывать к нему эмпатию. Причем многие люди, совершив преступление под подобным психологическим давлением, впоследствии не испытывают никакого раскаяния относительно сделанного. Все потому, что эмпатия замещается «логичными оправданиями» даже самых ужасных поступков.

Все пропало?

Выходит, врожденную способность к состраданию можно подавить, и это был бы очень грустный вывод о влиянии, которое способно оказать на нас общество, если бы не одно но. Процесс одинаково хорошо работает в обе стороны.

Потенциально опасные антисоциальные и психопатические проявления можно предотвратить, если вовремя обратить на них внимание — еще в детстве. Однако стать добрее может и взрослый человек: часть нашего разума, которая отвечает за отношения с окружающими, остается достаточно гибкой и в зрелом возрасте. Так что способность меняться к лучшему — это не миф, а вполне себе реальность, которая сулит нашему обществу немало хорошего. Конечно, если мы начнем осознанно отдавать себе отчет в том, какое направление выбираем сегодня, завтра и каждый день.