После того как почти весь мир перешел в режим самоизоляции, в свободном доступе появилось огромное количество бесплатных онлайн-курсов. T&P разобрались, как должен выглядеть идеальный онлайн-курс, как ориентироваться во множестве доступного контента, без чего не складывается качественное онлайн-обучение и эффективно ли все это.

На первый взгляд может показаться, что в глобальном доступе к бесплатному обучающему контенту одни только плюсы. Однако онлайн-обучение — это кропотливая методологическая работа, и для формирования эффективного онлайн-курса требуется учитывать множество факторов. Кроме того, большинство бесплатных курсов — это архивные материалы и записанные когда-то лекции. Для современного пользователя они не актуальны ― такой формат контента не может дать студенту необходимые навыки. Разочарование такими курсами может повлиять на дальнейший выбор потенциальных студентов, и они вовсе перестанут обращаться к онлайн-обучению.

Соня Смыслова, академический директор Universal University и куратор School of Education:

«Когда есть переизбыток контента, очевидно, что мы начинаем в нем захлебываться и не можем глубоко в него погрузиться. Когда появляется огромное количество бесплатно доступного контента, у пользователя вдруг случается клин. Ведь на самом деле невозможно все это пройти, все это послушать, невозможно ко всему этому даже попробовать прикоснуться. Хватает сил лишь на то, чтобы залогиниться и поставить себе напоминание, что „я хочу это пройти“, и в итоге никогда не пройти».

Михаил Сумбатян, директор Международного колледжа информационных технологий IThub:

«Не стоит сравнивать бесплатный контент и онлайн-обучение. Онлайн-обучение — это продуманный курс, с постановкой целей по получению конкретных знаний, опыта, артефактов. Педагог онлайн-обучения должен вести непрерывный „дневник“ — оценить первоначальный уровень ученика, в процессе обучения формировать его траекторию развития с учетом его индивидуальных особенностей, оценивать результат на выходе».

Формула онлайн-обучения не для галочки

Чтобы понять, как аудитория относится к сдо онлайн и по каким критериям выбирает для себя курсы, T&P опросили своих читателей.В опросе приняли участие 1 680 читателей T&P. Опрос проводился в период 30.03.2020 по 14.04.2020 г.— Выяснилось, что большинство респондентов отдают предпочтение живым форматам (интерактивные live-вебинары и уроки один на один с преподавателями). Половину опрошенных в онлайн-курсах прежде всего привлекает отсутствие привязки к конкретному времени.

Ключевой элемент эффективного обучения ― это живое взаимодействие и групповая работа: 41,6% опрошенных главным недостатком онлайн-формата назвали именно отсутствие общения с преподавателями и внутри группы, 27,6% высказались, что им не хватает продуктивной обратной связи.

Андрей Андрусов, заместитель исполнительного директора Центра «СОЛь», преподаватель:

«Последние несколько дней показали, что многое из того, что казалось невозможным перевести в онлайн, перевести в онлайн все же можно, просто это требует полной перестройки содержания и самого процесса обучения. Невозможно передать в онлайн упражнения, для которых необходима работа с дорогим оборудованием (например, профессиональной видеокамерой, оборудованием пекарни или самолета). Сложно передать в онлайн и все то, что требует правильной моторики: например, как правильно держать ручку или кисточку или как бить по мячу в футболе. Сложно перевести в онлайн групповые процессы, например активное обсуждение, мозговой штурм, креативную сессию».

Михаил Сумбатян, директор Международного колледжа информационных технологий IThub:

«Идеальный онлайн-курс создает не профессиональный педагог, а скорее наставник, трекер, методолог — понимающий, к какой цели он должен привести ученика и какими инструментами. Важно, что инструменты должны меняться, иметь элементы переключения. Нужно удерживать внимание учащихся, а интерактивное взаимодействие как раз включает их внимание, вовлекая в процесс».

Иван Дьяченко, партнер и креативный директор Школы инноваций и креативного мышления ИКРА:

«Главное здесь (в управлении онлайн обучением. — Прим. ред.) — не упустить проживаемый участником опыт, сохранить драматургию: вот мы знакомимся, вот мы актуализируем тему, меняемся кейсами и жизненными историями, работаем в команде, соревнуемся и презентуем. А вот дрожащих рук не видно: их можно спрятать под камеру».

Мария Бочарова, Head of method, Smart Course:

«Перед тем как говорить, что такое идеальный онлайн-курс, хочется сделать шаг назад: что есть идеальный курс в принципе? Здесь, наверное, можно выделить два ключевых фокуса — хорошо продуманный образовательный опыт учащегося и спроектированный опыт ведущего образовательного процесса (это очень часто упускается).

Оба эти фокуса включают в себя не только достижение образовательных результатов, но и, например, безопасную эффективную образовательную среду. И если в случае очного обучения это была аудитория или любое другое пространство, где проходит занятие, то в онлайне это те порталы обучения, сервисы и интерфейсы, в которых учащиеся проживают образовательный опыт.

Также онлайн среда накладывает свои ограничения/особенности: в онлайне сложнее чувствовать контакт с аудиторией, поддерживать динамику и банально нет чувства атмосферы жизни, драйва, который испытываешь от шумной проектирующей аудитории».

В онлайне все проблемы и недостатки офлайна становятся заметнее. В офлайне легче импровизировать, энергетика и харизма преподавателя могут спасти курс. В онлайне необходимо прикладывать больше усилий, чтобы заслужить внимание аудитории и удерживать его. Каждый элемент — презентацию, интерактивы, тайминг, технические моменты — нужно продумывать тщательнее.

Эффективное обучение онлайн ― это прежде всего сложная методологическая работа, недостаточно лишь прочитать лекцию перед камерой. Главное здесь — не упустить проживаемый участником опыт, сохранить драматургию и поддерживать групповую динамику в онлайн-среде. Это касается как предзаписанных курсов, так и проходящих в живом формате: в обоих случаях важно подобрать доступные инструменты, которые помогут участнику эффективно продвигаться по программе.

Таким образом, при выборе обучения в онлайн-формате стоит прежде всего обратить внимание на следующие атрибуты:

  • актуальность материала;

  • портфолио преподавателя и провайдера обучения — наличие опыта проведения успешных курсов онлайн;

  • методически выверенная структура курса — адекватное количество и форматы занятий, распределение нагрузки в течение программы;

  • образовательная среда — наличие возможностей и инструментов взаимодействия с преподавателями и сокурсниками во время и между занятиями.

Бесплатное значит плохое?

С одной стороны, сложно поспорить, что доступ к большому количеству контента — это плюс, особенно для тех, кто раньше не мог себе позволить приобретение платного курса. С другой стороны, явно возникает риск обесценивания онлайн-обучения как такового. Делая курсы бесплатными, провайдеры существенно снижают планку качества контента и обесценивают ту огромную закадровую работу, которая приводит к созданию действительно качественных онлайн-продуктов.

Соня Смыслова, академический директор Universal University и куратор School of Education:

«Массово открытые доступы к большому количеству контента формируют у людей запрос на то, чтобы так было всегда, а потом возникает вопрос: „Как же так? Во время карантина давали бесплатный доступ. Почему мы теперь за это должны платить деньги?“ Это вредит коммерческим проектам, ведь онлайн стоит денег. Онлайн-обучение затратнее, чем офлайн-обучение, — и в плане производства, и в плане проектирования. Возникает странная история: мы вкладываем большие ресурсы в то, чтобы сделать хороший онлайн-продукт, и тут он отдается бесплатно просто потому, что „сейчас такая ситуация“».

Главный тревожный звоночек для пользователя ― это вопрос актуальности бесплатного курса. Лекции, записанные когда-то давно и теперь выложенные в свободный доступ, плохи тем, что не актуализируют темы предмета: вы не можете задать вопросы преподавателю, высказаться и получить обратную связь.

Бесплатность курса практически всегда исключает возможность живого взаимодействия и поддержки — остается только опция просмотра и чтения снятого материала. Безусловно, для некоторых тем это приемлемо, однако если речь идет о развитии навыков, востребованных в современном обществе и на рынке труда, то такие форматы точно не подойдут.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Что выбрать?

Во всем многообразии обучающего контента действительно сложно разобраться. К тому же важно понять, когда и почему вам действительно нужно прокачаться.

Михаил Сумбатян, директор Международного колледжа информационных технологий IThub:

«Я бы никогда не стал связываться с инфобизнесменами, которые делают быстрые короткие курсы на 1–2 онлайн-встречи и позиционируют это как обучение и получение классных навыков. Ты большой профессионал, а по факту „полученные знания“ применить не получается. Нехорошо, что появляется такая культура: люди не готовы вкладывать в фундамент, а хотят быстрых результатов. И потом выходцы этих быстрых курсов оказывают нам услуги, и мы знаем, как они это делают. Я считаю, что человек не может стать профессионалом, если не потратил часы, дни и недели, не пострадал, не постарался, не протестировал временем свой образовательный кейс».

Сейчас онлайн — единственный доступный формат прокачки навыков, но для того, чтобы эта инвестиция времени была оправданна и полезна, должен быть соблюден ряд правил и критериев качества: актуальные, не записанные когда-то давно лекции, возможность коммуникации с преподавателем, обратная связь в любое время, обмен мнениями с другими пользователями и групповая работа.

Александра Жирновская, директор центра корпоративного обучения и развития проекта «Теории и практики»:

Открытый доступ к информации, размытие границ между digital и non-digital в повседневной жизни, стирание культурных барьеров, наращивание скоростей, техностресс и навязчивое FOMO превращает выбор личной стратегии обучения и развития в настоящее испытание, в котором побеждает тот, кто держит цель в фокусе своего внимания. Разнообразие форматов обучения в разных средах и знание их специфики в сочетании с пониманием личных особенностей восприятия и обработки информации дают широкие возможности для развития. Простой канвас от T&P помогает сфокусироваться на важном и системно подойти к планированию обучения.

Если в поле вашего внимания — работа с ценностями, установками, образом мышления, ваш вариант — офлайн. Лично пережитый живой опыт, эмоциональное погружение, качественная рефлексия служат драйверами глубинных изменений, которые недоступны в онлайн-формате.

Критическое отношение к бесплатным предложениям, обещаниям «все как обычно, только онлайн» и ответственное отношение к результату обучения помогут сохранить ваше время и энергию и уберечь от разочарований.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.