Радикальная креативность — это не просто способность взять и придумать нестандартную идею во время командного тренинга (идею, которая либо будет забыта через день, либо так никогда и не будет реализована). Скорее речь идет об умении перенастроить само свое мировоззрение таким образом, чтобы креативность стала базовым навыком ежедневного преуспевания в жизни и работе. Но как этого добиться? Спросили у эксперта.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/636/image/base_363baa1f7d.jpg)
Александр Агатов
Партнер коммуникационного агентства Rocklin (Израиль), соавтор курса «Радикальная креативность»
В бытность мою студентом в стенах нашей альма-матер (тесно связанной с аэрокосмической индустрией) была популярна история о том, как НАСА долго и безуспешно пыталось изобрести шариковую ручку, которой могли бы пользоваться астронавты в условиях невесомости. Американские исследователи потратили многие месяцы и астрономические суммы на то, чтобы добиться результата. Советскими же инженерами якобы было предложено нетривиальное и по сути бесплатное решение: космонавтам было предложено пользоваться обыкновенным карандашом.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/637/image/base_d1f3808b17.jpg)
Этот пример был призван продемонстрировать не столько превосходство советского политического устройства над капиталистическим, сколько способность инженерного сообщества мыслить, выходя за рамки привычных нам последовательностей действий.
Я ни разу не встречал подтверждения достоверности этой истории, которая с появлением интернета превратилась из отраслевого анекдота в полноценный мем, живущий своей собственной жизнью. Тем не менее пример с насовской ручкой и советским карандашом по-прежнему кочует из одной корпоративной презентации в другую, когда речь заходит о том, чтобы мотивировать людей почаще проявлять креативность.
Сколько раз в течение своей профессиональной жизни вы слышали этот призыв — «Будьте креативнее»?
К сожалению, слишком часто эта фраза означает не что иное, как «Придумайте что-то выходящее за рамки ваших должностных обязанностей», «Решите стоящую перед вами задачу без привлечения дополнительных ресурсов», а то и просто «Обойдите действующие правила и регулирование».
Однако в действительности практическое применение навыков креативности не сводится только к тому, чтобы быстро и решительно заняться закатом солнца вручную. Сегодня мы слышим все больше прогнозов о том, что именно такие навыки, как способность к непрерывному обучению, критическое мышление, креативность и коммуникативность позволят в будущем провести границу между теми видами деятельности, которые будут отданы на откуп искусственному интеллекту и которые будут сохранены за Homo sapiens. Для многих из нас это означает сохранение будущего наших профессий, при этом в первую очередь мы говорим о тех сферах, которые не имеют прямого отношения к так называемой креативной индустрии.
О каком же применении креативности так много говорят сегодня как футурологи, так и эксперты в области развития персонала?
Когда мы разрабатывали курс, я и мой партнер Олег Бабич сформулировали это для себя следующим образом: буквально завтра умение проявить креативное мышление станет базовым навыком выживания, необходимым большинству из нас, — каковым, как ни парадоксально, оно и является уже не одну сотню лет.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/638/image/base_5837f9d304.jpg)
Креативность — это фундаментальное свойство природы и один из наиболее значимых факторов эволюции человека как вида. Давайте, к примеру, окинем беглым взглядом историю мировой литературы. Очень быстро обнаруживается, что в массе классических сюжетов присутствует то, что мы сегодня называем креативными решениями. Зачастую найти подобное решение для героев становится вопросом жизни и смерти — ну или как минимум обретения любви и благополучия. Одиссей, спасающийся из пещеры Циклопа в шкуре овцы, или Фигаро, компенсирующий социальное неравенство при помощи своей изобретательности и остроты ума, — вот всего лишь пара примеров архетипических героев, которые демонстрируют непреходящую ценность умения мыслить нестандартно, не замыкаясь на своем предыдущем опыте и абстрагируясь от общепринятых паттернов поведения.
Тем, кто впервые приступает к работе над развитием креативных способностей, мы обычно предлагаем начать с серии простых тестов — они призваны показать, насколько похожим образом люди склонны мыслить в ситуациях, когда они изначально не настраиваются на поиск нестандартных ответов и решений. Иными словами, чтобы начать развивать креативность, надо сперва осознать, насколько часто мы мыслим стереотипно. Следовательно, высказываемые нами идеи с большой вероятностью уже пришли в голову массе других людей, в том числе и тем, кого мы считаем конкурентами: на рынке труда, во время городской олимпиады или хакатона.
В каких ситуациях можно ощутить эффект от того, что вы развили свои креативные навыки? К примеру, есть компании, которые с некоторых пор требуют от сотрудников ежемесячно выходить с предложениями в рамках кайдзен — практики, обязанной своей популярностью распространению Toyota Production System и горячо поддержанной адептами Scrum. Кайдзен предусматривает постоянные улучшения внутренних процессов компании, питаемых идеями всех без исключения сотрудников.
Вряд ли кем-то пока доказан факт того, что подобное принуждение к креативной деятельности может сослужить добрую службу повышению вовлеченности работников. Тем не менее сам этот факт стоит принимать во внимание всем, кто думает о развитии карьеры: бизнесу нужны сотрудники, которые обладают навыками креативного, изобретательского мышления в условиях ресурсных ограничений. Это один из инструментов повышения эффективности: поставить на конвейер разработку инноваций гораздо проще в команде, которая обладает общим пониманием методов инновационного творчества и, соответственно, тратит на разработку решений меньше времени и ресурсов.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/639/image/base_fca6e9e338.jpg)
Развитие креативности также немыслимо без умения наблюдать за поведением людей: оно пригодится и тем, кто создает и управляет продуктами, и тем, чья работа связана с управлением персоналом. Зачастую наиболее креативные решения — например, в разного рода коммуникациях — основываются именно на понимании того, что люди делают с удовольствием, а что с осторожностью, где они готовы пойти на компромисс сами с собой, а где им во что бы то ни стало необходимо сохранить свою целостность и последовательность в глазах окружающих. Речь идет не о
Это далеко не полный спектр вопросов, которые можно обсудить в связи с понятием креативности, но в чем же ее радикальность, заявленная в подзаголовке? Дело в том, что креативность как понятие в корпоративном лексиконе стало стремительно размываться. Сегодня упражнения на развитие креативности заняли во многих компаниях место где-то рядом с тимбилдингом: это нечто занимательное, ненапряжное, но при этом мотивирующее. Надо же ведь как-то укреплять лояльность сотрудников, давать им ощущение, что они большие молодцы и что, проявив во время тренинга недюжинную креативность, они могут поставить себя на одну ступень, скажем, с Джексоном Поллоком или Джоном Кейджем!
Проблема в том, что подобного рода милые и уютные тренинги несут в себе лишь развлекательную функцию, а значит, на
Узнайте больше о подготовке к вызовам нового мира на курсе «Радикальная креативность».
Комментарии
Комментировать