Google и Facebook разрешили сотрудникам работать из дома до конца года, «Яндекс», QIWI, Альфа-Банк, SAP и Mail.ru попросили не возвращаться в офисы до сентября, а Twitter позволил остаться в «домашнем» режиме навсегда. С апреля 2020 года почти 20% россиян перешли на удаленный формат работы, в городах-миллионниках доля сотрудников в режиме home office составляет почти 30%. T&P разбираются, как меняется экономика бизнеса и сотрудника при отказе от традиционного офиса: где мы экономим, а на что тратим еще больше.

Всей страной на удаленку. Как мы там?!

В мае 2020 года ВЦИОМ опубликовал исследование по результатам опроса 1600 респондентов. Согласно результатам, 81% людей, перешедших (причем резко) на удаленный формат работы, сделали это легко, без необходимости осваивать дополнительные навыки. Среди трудностей были названы: отлаженная работа видеоконференций, безопасность, единое пространство для общения с коллегами (мессенджеры), доступ (удаленный) к привычным офисным программам.

Притом что основной целью массового перехода на удаленный формат работы была безопасность, треть опрошенных считает главным плюсом экономию времени. Время — ключевой фактор «за» home office: возможность формирования гибкого графика, самостоятельная организация своего режима и дополнительное свободное время на общение с семьей и питомцами.

10% задумались о прямой финансовой экономии удаленки. Аналитики оценили, сколько москвичи тратят на работу в офисном режиме. Траты на офисную одежду и дорогу до работы в Москве сравнялись с минимальным размером оплаты труда (а это почти 20 000 рублей в месяц).

«Яндекс.Недвижимость» опросили пользователей о временных затратах на дорогу. Большинство опрошенных мечтает добираться до работы не более 30 минут, но почти все тратят на дорогу от 45 минут до 1,5 часа.

У некоторых офисных сотрудников суммарный ежегодный путь до работы составляет один месяц. Один месяц из 12 человек тратит на дорогу до офиса и обратно

Частым решением является поиск жилья поближе к офису, что обычно вновь приводит к увеличению расходов на аренду и переезд.

Экономия денег и времени, увеличение личного пространства, укрепление связи с семьей, дополнительный ресурс на развитие граничат со сложностью организации рабочего процесса, личной и командной мотивацией, степенью налаженности рабочих процессов и нехваткой живого общения. Готовность команды к переходу на home office важно поддержать готовностью бизнеса. Тем более на рынке существуют решения с минимальной стоимостью, которые позволяют организовать удаленную работу команды всего за 1 день.

Первые результаты перехода на удаленную работу можно увидеть уже через 2–3 месяца. За этот период становится очевидно, какие процессы требуют доработки, какие ошибки были совершены, и что можно сделать, чтобы избежать их в будущем. Сложившаяся ситуация показала, что для бизнеса крайне важно быть готовым к трансформации и не бояться изменений — в новой реальности развиваться будут те, кто умеет быстро адаптироваться. С помощью системы BeeFREE вы можете развернуть полноценный home office всего за 1 день и начать экономить уже завтра.

Зачем это бизнесу

По информации Bloomberg, мировые интернет-гиганты готовятся работать из дома до конца 2020 года, многие из них не откроют офисы раньше октября, а некоторые вовсе не планируют запускать их в прежнем формате. Безусловно, сейчас переход digital-лидеров на удаленный формат обусловлен вопросами безопасности сотрудников, но к чему приведет этот всемирный эксперимент по удаленной работе?

Еще в 2017 году исследователи из HH.ru выяснили, что важное преимущество home office — территориально неограниченный наем. Возможность нанимать лучших специалистов по всему миру расширяет компетенции команды в целом, а в случае регионального поиска еще и экономит на зарплатах. Плюсы расширенной географии найма отмечают практически все известные удаленные компании России, такие как «Билайн», Skyeng, «Яндекс», издательство «Манн, Иванов и Фербер».

Оптимизация расходов — ключевое преимущество home office. Существенный расход компании — аренда, оснащение и поддержка офиса. Даже у небольших команд в Москве расходы на офис достигают 5 000 000 рублей в год.

Отказ от офиса или замена его небольшим пространством для командных встреч экономит миллионы рублей, которые в кризис помогают выжить, а в благополучное время позволяют инвестировать в развитие

На примере издательства «Манн, Иванов и Фербер» разбираем арендную экономию. Если в компании работает 210 сотрудников, мы умножим это число на 4,5 м² (норма площади на человека для работы, согласно СанПиН), получим 945 м². Благодаря практике распределенных команд издательство занимает офис площадью около 200 м², 21% затрат от суммы, которую пришлось бы отдавать за большее помещение, если бы вся команда работала в офисе.

Команда «Билайн» практиковала удаленную работу еще в 2016 году, благодаря собственному решению BeeFree более 60% сотрудников имели возможность работать удаленно постоянно или несколько дней в неделю. По итогу 2019 года компания сократила на 25% затраты на аренду административных офисов, а их площадь уменьшилась на 24%. Сейчас удаленная работа стала частью операционной деятельности компании и корпоративной культуры. Притом что компания сохраняет офисы, частичный перевод сотрудников на home office минимизирует затраты на организацию быта. Так, мировой опыт показывает снижение представительских расходов (встречи проводят по видеосвязи, а не в кафе в центре офиса), затрат на командировки, обеспечение офиса продуктами питания, напитками и гигиеническими принадлежностями.

На примере одной строительной компании также посчитали, сколько будет стоить частичный или полный переход команды и бизнеса на удаленный формат. Данные показали, что перевод только трети всех проектировщиков на работу не из офиса привел к снижению общих расходов на 9%.

Та же строительная компания рассчитала затраты на каждого сотрудника в штате в Москве и сравнила их с расходами на удаленного сотрудника той же квалификации в регионе.

Главным вопросом при расчете экономики удаленного бизнеса становится стоимость организации распределенных процессов. Рост интереса к home office начался в начале 2010-х годов и достиг пика по всему миру в период пандемии. При этом сейчас перевести бизнес на домашний режим возможно всего за один день, со стоимостью такого перехода от 5000 рублей.

Сами-то как?

Редакционная команда T&P работает удаленно довольно давно: кто-то предпочитал (до пандемии) приезжать в офис, а кто-то и вовсе работает из Таллина. Для нас экономия и выгода были скорее персональными: кто-то любил ежедневно заказывать напитки в небольшой кофейне в центре Москвы, а кто-то — жить с видом на Балтийское море. Переход на полный удаленный офис (буквально за день) всех команд T&P с марта 2020 года позволил сэкономить миллионы на аренде и «бытовых» расходах, сохранить команду и зарплаты. Вернемся ли мы полностью в офисный режим — пока сомневаемся. Нам, как и всем, не хватает живых встреч, обмена мнениями за чашкой кофе и совместных обедов, но все ограничения, с которыми мы сталкиваемся сейчас, также исключительно персональные. Работа не остановилась и даже не нарушила свой ритм.

Первые результаты перехода на удаленную работу можно увидеть уже через 2–3 месяца. За этот период становится очевидно, какие процессы требуют доработки, какие ошибки были совершены, и что можно сделать, чтобы избежать их в будущем. Сложившаяся ситуация показала, что для бизнеса крайне важно быть готовым к трансформации и не бояться изменений — в новой реальности развиваться будут те, кто умеет быстро адаптироваться. С помощью системы BeeFREE вы можете развернуть полноценный home office всего за 1 день и начать экономить уже завтра.