Мы ходим на мастер-классы и лекции, чтобы получить какие-то дополнительные знания или вовсе научиться тому, чего никогда не умели. Однако даже самой сильной мотивации и искреннего стремления к саморазвитию может оказаться недостаточно: оказывается, для эффективного участия в мастер-классах многим бы пригодился отдельный мастер-класс… Подготовили инструкцию, следуя которой вы получите максимум от обучения, не забудете выученное через неделю и точно не потратите свое время зря.

До мастер-класса

Итак, мастер-класс уже сегодня вечером — проверим, все ли в порядке!

Расслабьтесь и настройтесь на занятие

Если ваш разум занимают какие-то сторонние мысли, например вы нервничаете из-за ссоры или грустите из-за плохой погоды за окном, постарайтесь абстрагироваться. Любые отвлекающие факторы — как внешние, так и внутренние — помешают вам воспринимать информацию, даже несмотря на то что занятие только через пару часов.

Настраиваться на обучение нужно заранее, поэтому расслабьтесь, например, с помощью дыхательных техник или медитации. Любые навязчивые мысли, переживания или нерешенные вопросы, которые будут крутиться в вашей голове во время занятия, помешают усвоить сказанное, поэтому оставьте их на потом. Если вы слушаете лекцию онлайн, также будет полезно убрать из поля вашего зрения все, что может вас отвлечь: например, есть смысл разобрать стол, закрыть дверь в комнату, чтобы никто не отвлекал, и отключить уведомления на телефоне.

Подготовьте все необходимое

Если вы собираетесь прослушать вебинар, заранее проверьте ваше интернет-подключение, звук и камеру (если она нужна). Обустройте пространство так, чтобы вам было удобно. Возьмите блокнот и ручку, чтобы записывать, или подготовьте другое устройство, на котором вы будете фиксировать информацию.

Если же вы собираетесь посетить офлайн-лекцию или мастер-класс, перед выходом из дома обязательно убедитесь, что взяли все необходимое с собой. Лучше составьте список заранее и пройдитесь по нему, прежде чем перейти порог вашей квартиры: так вы серьезно снизите вероятность форс-мажоров и будете чувствовать себя спокойнее и увереннее. Как бы то ни было, даже если вы участник, а не спикер, любое офлайн-мероприятие — событие волнительное, которое требует вашего внимания и полной концентрации.

На мастер-классе

Ручка и блокнот — на месте, интернет — в порядке. О чем еще нужно помнить?

Поддерживайте зрительный контакт

Конечно, не нужно смотреть в глаза спикеру не отрываясь на протяжении всего занятия: вас могут неправильно понять, и вы точно заставите человека понервничать, что непременно скажется на качестве обучения. Тем не менее неважно, видите ли вы лектора вживую или слушаете вебинар онлайн, в обоих случаях постарайтесь не отвлекаться на посторонние вещи. Для этого смотрите на спикера, а не просто слушайте занятие фоном: так вам будет проще удерживать внимание. Единственное, чем будет полезно себя занять, — это механические действия вроде рисования. Даже если вы не мастер рисовать на полях и ваш предел — звездочки и спиральки, ничего страшного: как ни странно, но это занятие не отвлекает, а, наоборот, помогает сконцентрироваться на главном.

Фантазируйте

Визуализация — эффективный и удобный способ восприятия информации. Попробуйте представить все, что вам рассказывают, будь то абстрактный или реальный пример. Вы не просто развлечете себя веселыми картинками в голове, но и создадите ассоциативные связи, благодаря которым будет проще запомнить новый материал или термины.

Ведите конспект

В идеале записывать за лектором нужно ручкой по бумаге: такие конспекты эффективнее в плане запоминания, чем заметки, сделанные в компьютере. Конечно, не нужно фиксировать абсолютно все, концентрируйтесь только на важных вещах, выделяйте и записывайте наиболее важные и главные мысли. В конце концов, усредненный лектор говорит быстрее, чем усредненный слушатель может за ним записывать. Кстати, несмотря на желание «запомнить все» и записать выступление лектора, например, на диктофон, лучше этого не делать. Во-первых, поскольку вы не будете принимать непосредственное участие в фиксировании информации, вы усвоите ее хуже. Во-вторых, это значит, что вам придется еще раз прослушать лекцию, уже в записи, и второй раз потратить еще час или два. В-третьих, скольких людей, которые реально прослушивали бы повторно записанные лекции, вы знаете лично?

Когда делаете конспект, используйте понятные вам сокращения и аббревиатуры: так вы потратите меньше времени на заметки, но сохраните суть. Записывайте имена, названия книг и фильмов и обязательно изучите дополнительно то, что вам порекомендовали.

Пользуйтесь маркером

Если вы все-таки успеваете записываете чуть больше, чем тезисы, обозначьте основную информацию другим цветом или подчеркиванием. Чем больше вы зафиксировали, тем, конечно, лучше, но еще лучше — усвоить главное.

Задавайте вопросы

Как правило, любые занятия строятся по принципу «сначала материал, затем — вопросы», поэтому, если вам что-то неясно, не надейтесь на память — запишите свой вопрос. Так вы сможете продолжить слушать выступающего не отвлекаясь и зададите свой вопрос, когда это будет уместно. Кстати, если за время занятия у вас не появилось ни одного вопроса, это не лучший сигнал. Либо вы плохо слушали, либо стоит подумать о качестве и знаниях лектора: хорошее занятие не просто дает новую информацию, но побуждает узнать больше.

После мастер-класса

Итак, занятие подошло к концу… Но не процесс учебы! Что дальше?

Отдохните

Помните, что ваш мозг только что получил изрядную дозу новой информации, поэтому вы, скорее всего, почувствуете усталость. Справиться с ней эффективнее всего помогает переключение на другую, не интеллектуальную деятельность — например, сходите перекусить, послушайте музыку или прогуляйтесь.

Вернитесь к своим записям

Когда почувствуете, что готовы обдумать полученный материал, можете вернуться к своими заметкам, чтобы освежить в памяти отдельные моменты занятия и закрепить полученную информацию. Важно вернуться к конспекту впервые не позже чем через день после окончания занятия: если ждать слишком долго, вы пропустите момент, когда знания в вашей голове еще свежи. Впервые прочитав конспект, скажем, через неделю, вы не сможете вспомнить большую часть того, что сопутствовало вашим заметкам, а значит, серьезно просядете в плане эффективности.

Отрефлексируйте

Далеко не все лекции полезны на 100%, вот только понять это зачастую можно только после их окончания. Вероятно, вы что-то знали и раньше, что-то окажется для вас в новинку, а с чем-то вы будете категорически не согласны. Это нормально, но важно рассортировать информацию по этим категориям, поэтому обдумайте полученные знания, сформулируйте свое к ним отношение и сделайте выводы. Рассуждая, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Что оказалось наиболее полезным?

  • Что вы готовы изменить?

  • В чем сомневаетесь?

  • Что стоит перепроверить?

  • Что нужно изучить дополнительно, потому что это интересно?

Обсудите

Расскажите друзьям, коллегам или родственникам, что нового вы узнали, что вас удивило. Если есть возможность связаться с другими участниками мастер-класса или оставить фидбек, не пренебрегайте ею: поделиться впечатлениями и обменяться мнениями будет полезно. Вдруг вы что-то упустили или поняли не совсем так? Да даже если все в порядке, обсуждение — это хороший способ закрепить новый материал.

Наконец, примените на практике

Лучший способ запомнить информацию — воспользоваться ею, в противном случае ваши знания останутся в пассивной памяти, не будут полезны и со временем забудутся вовсе. Вы ведь не для этого регистрируетесь на занятия и тратите свое время, верно?