Традиционно, когда речь идет о плюсах удаленной работы, первым делом говорят об экономии. Для работодателей — это экономия средств на содержание офиса, а для самих сотрудников — времени на дорогу, что позволяет уделять больше внимания другим аспектам жизни. Неудивительно, что удаленный формат с каждым днем становится все популярнее и переманивает все больше людей в режим работы с любимого и такого комфортного дивана. Тем не менее, как и всегда, у любого процесса есть и свои минусы. Совместно с системой для удаленной работы Мегаплан разбираемся, в какие распространенные ловушки попадают «удаленные» сотрудники и что можно сделать, чтобы их избежать.

Работа из дома — это частый выбор представителей таких отраслей, как IT или медиа, а также всех тех профессий, которые могут быть диджитализированы. Инженеры и врачи пока еще не имеют возможности работать на удаленке, но, возможно, это не так уж и плохо.

Согласно исследованиям, 7 из 10 удаленных работников сталкиваются с проблемами, которых для офисных сотрудников не существует вовсе

Подавляющее большинство этих сложностей так или иначе связано с трудностями в вопросах коммуникации. Хорошие новости — если знать врага в лицо, можно найти решение для любой ситуации. Итак, в какие же ловушки дистанционной работы люди попадают чаще всего?

Работа на удаленке может превратиться в сломанный телефон, курс «Конфлиты на удаленке» помогает преодолевать кризисы и недопонимания.

Бесконечная работа

Для сохранения здорового психологического состояния человеку необходимо регулярно переключаться между контекстами. Переключение с контекста «дом» в контекст «работа» и наоборот у офисного сотрудника происходит и на психологическом, и на физическом уровне, причем практически в автоматическом режиме. Вот человек перешагивает порог дома, едет на работу, а вот — завершает ее за обозначенный отрезок времени и теперь уже перешагивает офисный порог, возвращаясь обратно в нерабочий режим.

Удаленный сотрудник зачастую не может позволить себе подобной роскоши — границы между домом и работой со временем стираются чуть ли не полностью, а из-за вечно включенных рабочих чатов и почты трудовой день начинается раньше, а заканчивается позже. Разгрузки не происходит, возникает ощущение, что вы находитесь на работе 24/7, продуктивность падает, а вероятность заполучить эмоциональное и профессиональное выгорание, наоборот, растет.

Что делать?

Качественно автоматизировать отслеживание рабочего времени дома, использовать CRM-системы и четко сформулировать правила взаимодействия и общения с коллегами (например, никаких текущих рабочих сообщений после 18:00 и на выходных, а все срочное отмечается как-то отдельно).

Определить подобные нормы и правила, а также следить за их исполнением должен руководитель удаленной команды. В свою очередь удаленный сотрудник должен быть внимателен к своему собственному режиму. Часто работа из дома «ломает» распорядок дня, возникает желание перенести часть задач на вечер, а то и ночь, а день посвятить каким-то другим личным делам. Если это не мешает показывать стабильный результат — иногда можно позволить себе такие послабления, однако ломаный график не должен войти в привычку. Лучше установите себе четкие временные рамки на работу и вовремя «уходите» с нее.

Одиночество в сети

Практически бесконечное присутствие на работе совсем не гарантирует, что удаленный сотрудник не будет чувствовать свою разобщенность с остальной командой. Минимум 20% удаленщиков признаются, что, работая из дома, перестают чувствовать себя частью команды и ощущают одиночество. Оно и понятно — огромное количество коммуникаций и укрепление связей в коллективе происходят не во время рабочих разговоров, а в неформальной обстановке (на обеде или у кофе-поинта), которой удаленные сотрудники лишены.

Что делать?

Решение этой проблемы кроется в том, чтобы обеспечить всем сотрудникам как можно больше возможностей для общения, причем не только делового. Несмотря на все удобство быстрого обмена сообщениями в мессенджерах, стоит хотя бы пару раз в неделю проводить более живые видеозвонки, в процессе которых важно общаться не только по текущим задачам, но и уделять 10–15 минут неформальной социализации, делиться новостями, событиями из жизни. Кроме того, удаленный формат работы не исключает важность тимбилдингов, совместных мероприятий, неформальных встреч и тренингов, на которые по возможности следует выводить и удаленных сотрудников. Конечно, если они расположены не просто в разных городах, а в разных странах, вряд ли получится приглашать всех на каждый тимбилдинг. Однако устраивать общий корпоративный сбор хотя бы два раза в год необходимо — так каждый будет чувствовать себя частью единой команды.

Работа на удаленке может превратиться в сломанный телефон, курс «Конфлиты на удаленке» помогает преодолевать кризисы и недопонимания.

Пробелы в информации

Много важных решений и интересных идей приходит и обсуждается спонтанно: скажем, пока один сотрудник распечатывает документы, а второй стоит рядом и ждет своей очереди. Удаленщики не могут участвовать в подобных процессах, и огромное количество информации, которая свободно циркулирует в офисе сама собой, часто проходит мимо них — нехватку знаний о рабочих процессах ощущает больше половины удаленных сотрудников. Все это не только негативно влияет на их эффективность, но и снижает общий инновационный креативный потенциал из-за затрудненного процесса обмена идеями.

Что делать?

Опять же, проблема информационного голода решается специальными онлайн-встречами. Наиболее комфортный вариант, который позволяет усилить эффект спонтанного общения и идей, выглядит как «ежедневные короткие встречи по 10 минут + одна более длинная в начале или конце недели». На этих встречах можно обсуждать планы и задачи на день, задавать вопросы, делиться сложностями и новостями. И, конечно, никто не отменял индивидуальных (а периодически — личных, например, пару раз в год) встреч руководителя с разными членами удаленной команды.

Где можно учиться по теме #удаленная работа