В последнее время все чаще обращают внимание на важность навыков адаптивности и умения учиться. Вокруг море контента, обучающих курсов, возможности перехода во вторую и третью карьеру — вот только как в этом всем разобраться? Т&Р составили инструкцию о том, как с помощью правильных вопросов выстроить свою образовательную траекторию, которая будет комфортной и позволит добиться поставленной цели.

Зиба Джафарова

Проектирует корпоративные программы обучения и развития в «Теориях и практиках» и очень любит говорить про рефлексию

Что мы подразумеваем под образовательной траекторией

Под траекторией в данном случае мы понимаем образовательный путь из точки А, где мы сейчас, в точку Б, где что-то изменилось: мы знаем больше, умеем лучше и ведем себя иначе. При этом, находясь в точке А, мы не всегда знаем, где находится точка Б: иногда просто понимаем, что нужны какие-то перемены в профессиональной или личной жизни. Если вы еще не определились, куда идти, вам могут помочь:

  • Анализ рынка: какие навыки востребованы сейчас и какие есть тренды?

  • Интервью со специалистом или поиск ментора: если вы уже знаете сферу, понимаете, куда хотите двигаться, поговорите с практиком, он сможет рассказать о подводных камнях и неочевидных преимуществах своей деятельности.

  • Тесты на типы личности (например, MBTI, DISC): результаты таких тестов могут помочь вам проанализировать свой опыт и тип мышления и понять, почему та или иная деятельность может подойти вам лучше.

  • Рефлексия: вспомните, какие профессии, предметные области, качества людей всегда вызывали у вас восхищение? Что, наоборот, для вас неприемлемо? Проанализируйте ваши экстремумы (самый успешный и самый провальный опыт): какие уроки вы из них вынесли и что хотелось бы поменять?

  • Коучинг: самостоятельной рефлексии и планирования может оказаться мало, и в этой ситуации может помочь коуч, который вопросами приведет вас к пониманию следующих шагов.

  • Психолог или психотерапевт — если нужно более глубоко проанализировать потребности и проблемы.

Идеальным итогом этого этапа будет понимание себя и определение перспектив (и осознание, куда идти не стоит).

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Как действовать дальше

Сформулируйте конкретные цели

Точку Б надо обрисовать для себя конкретно. Начните с верхнеуровневой цели — к примеру, «Научиться программировать мобильные приложения». Из этой цели пока сложно построить какой-то план действий, поэтому советуем ее конкретизировать.

Про постановку правильных целей очень хорошо говорит в своей известной книге «Искусство обучать» Джули Дирксен. К примеру, вместо «Слушатели будут понимать, как программировать на языке Java» она предлагает формулировку «Слушатели смогут определить и описать использование ключевых структур данных, таких как массив, связный список, дерево и стек». Пожалуй, самое главное здесь — глагол действия. Если в точке Б мы ничего не делаем по-новому, то какой смысл в обучении?

Дирксен при этом справедливо отмечает, что не все путешествия имеют направление. Действительно, часто мы проходим какие-то курсы просто ради удовольствия от процесса познания или из желания блеснуть перед кем-то своими знаниями. Но в основе этого все равно лежит какая-то потребность и цель — если ее определить, то мотивации продолжать обучение станет больше.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Вам точно это надо?

Задавать себе вопрос «Зачем?» — это золотое правило любой деятельности, а в обучении тем более, так как это ресурсозатратный процесс. Этот вопрос надо задавать себе до, во время и после любого обучения. Сверьтесь со своими ценностями и установками, поймите, что вы хотите получить на выходе и точно ли поставленная цель отвечает вашим потребностям. Спрашивая себя «Зачем?», вы помогаете себе выявить и удержать мотивацию учиться и развиваться дальше.

Ок, вам это надо — проверим свои ресурсы

Объективно оцените, что вы действительно можете освоить в данных обстоятельствах, сколько времени готовы отвести для обучения. Текущие проекты, семья, а еще надо успевать поспать — сколько времени вы сможете уделить обучению? Сколько финансовых ресурсов вы готовы выделить? Можно ли откуда-то получить финансовую поддержку? Есть ли у вас необходимые средства управления обучением? Хватит ли здоровья и энергии? Последний вопрос может показаться неочевидным, когда мы составляем для себя какой-то учебный план.

Однако физиологические процессы и стресс никто не отменял — вашему организму может быть сложно справиться с нагрузкой, которую вы для него запланировали

Обозначьте сроки и график

Дедлайны для каждой микроцели позволят не растягивать обучение на неопределенный период и будут держать вас в тонусе. Относитесь к ним серьезно — рекомендуем по аналогии с рабочими проектами «прошить» календарь слотами для обучения, составить себе таблицы и майндмэпы с конкретными этапами. Однако не забывайте о том, что обучение должно проходить в комфортном для вас темпе, во-первых, чтобы все необходимые знания и навыки действительно запоминались и усваивались, во-вторых, чтобы не создавать лишнего стресса, который будет только препятствовать эффективному обучению.

Подумайте о форматах

В зависимости от поставленной цели вы можете использовать разные форматы и системы обучения сотрудников и себя. К примеру, если вы хотите бегло говорить по-английски, вам не поможет чтение учебника, нужно найти себе живого собеседника. Если вы проходили тесты на определение типов мышления, то вы будете знать, как именно вы лучше всего воспринимаете информацию — например, если вы визуал, то, возможно, слушать подкасты будет не самым эффективным. Или, по другой типологии, вы можете обнаружить, что у вас эмпатический стиль обучения, а значит, вам нужны эмоции, социальное взаимодействие, групповые рефлексии.

Что для вас успех?

Определите метрики, по которым вы сможете понять, двигаетесь ли вы к цели. Все, что можно перевести в количественные показатели, оцифровывайте и следите за ними, но не забывайте о качественных показателях — как вы себя ощущаете, какие эмоции испытываете. На самом деле, эти характеристики можно также оцифровать — к примеру, сделать для себя небольшой «пульс»-опросник с простыми шкалами, заполнять его каждый день, и тогда у вас будет комплексная аналитика о вашем прогрессе. Вы можете обнаружить корреляции: к примеру, на второй неделе месяца вы выучили на 30 слов меньше, чем планировали, или прошли всего один урок вместо трех, и это совпадает с периодом эмоционального упадка.

Рефлексия и гибкость как ключи к успеху

Переоценить важность рефлексии сложно, особенно в контексте управления обучением персонала организации. Рекомендуем с некоторой периодичностью, например раз в неделю или две, делать остановку и задавать себе вопросы: что у меня получается и что у меня не получается? Почему? Что я могу сделать, чтобы учиться эффективнее? Чувствовать себя лучше?

Эти вопросы помогут вам скорректировать свою траекторию, если вдруг она не работает так, как вы думали. Гибкий подход поможет вам быстрее прийти к цели, ведь если какой-то метод неэффективен, то, просто упорно его повторяя, мы будем стоять на месте или даже откатываться назад. Помните: цель, которую вы поставили в начале пути, — это гипотеза. Начав обучение, столкнувшись с трудностями и испытав успех, вы сможете понять, насколько эта гипотеза верна, и абсолютно нормально ее корректировать, меняя наполнение и сроки вашего обучения и направления развития.

Александра Жирновская, директор центра корпоративного обучения и развития Т&Р

Двигаться к цели и корректировать траекторию помогает не только рефлексия, но и обратная связь тех, с кем вы взаимодействуете — на занятиях, дома, на работе. Управление развитием персонала организации «не для галочки» предполагает видимые изменения в жизни: когда вы говорите, действуете, ведете себя по-другому. Сообщите людям, которым доверяете, о новых целях и гипотезе, которую хотите проверить, в том числе и с помощью обратной связи. Например, вы прокачиваете навык публичных выступлений и ваша цель — уверенное владение голосом, а не структура выступления или подготовка презентаций. Просите обратную связь по тому аспекту деятельности, который находится в фокусе вашего внимания. Определите самостоятельно, на что должен обратить внимание наблюдатель. Например, эмоциональность, четкость, громкость, работа с паузами. Спросите, что получается хорошо, а над чем стоит поработать, или попросите оценить прогресс по 10-балльной шкале.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.