Нужно ли высшее образование для обретения успеха и материальных благ? Сегодня этот вопрос уже можно отнести к риторическим, так как способов самореализации и профессионального роста в современном мире предостаточно. Те же онлайн-курсы, вебинары и даже уроки на YouTube могут дать более концентрированную и узконаправленную информацию. В связи с этим возникает вопрос: стоит ли тратить пять лет на то, чтобы получить заветный диплом? Или достаточно найти нужную программу, выучиться и как можно быстрее приступить к работе?

Классическое образование

С давних времен это выражение носит определенную смысловую нагрузку, вызывая у большинства уважение и доверие к человеку, прошедшему классическую школу. Но так ли важен диплом и кому он на самом деле нужен? Об этом рассказал Константин Зискин, заведующий Центром стратегии развития образования МГУ:

«Самый главный плюс формального образования — это взаимодействие с амбициозными энергичными людьми, которые так же, как и вы, чего-то хотят добиться. Это, с одной стороны, синергетический обмен энергией, когда вы работаете в команде. С другой стороны, формальное образование — это возможность не думать о постоянно изменяющихся требованиях рынка труда. Это шанс отойти в сторону и немного подумать о мире вокруг, чтобы сформировать другой взгляд на производственный процесс, с которым вы будете сталкиваться впоследствии.

Именно поэтому выпускники вузов стали цениться на рынке труда выше: они могут посмотреть на картину целиком, увидеть скрытые логические связи и сопоставить разную информацию.

Классическое образование меняет структуру мышления

Другой вопрос — университетов сейчас много, и некоторые из них (не только в России) — что-то вроде того, что раньше бы назвали ПТУ. Некое продолжение школы, которое формально накачивает тебя информацией, а потом требует формальных процедур для завершения. Народ идет — давайте будем откровенны — в вузы по двум причинам: (1) чтобы получить диплом, который является входным билетом на рынок труда; (2) мальчики еще для того, чтобы получить отсрочку от армии.

Все остальное уже опционально. В университет имеет смысл идти тем, кто планирует заниматься научной деятельностью и хочет научиться моделям поведения, функционирующим в научной среде. Для других университет не обязателен — только если ради изменения структуры мышления.

Но тем не менее есть примеры, когда и без высшего образования можно обойтись. Илон Маск, Марк Цукерберг, Билл Гейтс, Стив Джобс — им для широты мышления диплом не был нужен. Они поймали волну, научились мыслить, и каждый раз, когда кто-то из этих людей рассуждает, трудно сказать, что у них нет высшего образования.

Поэтому реальный способ получить профессию — альтернативное образование. Другого варианта просто нет».

Альтернативное образование

Помимо фундаментальных знаний, высшее образование дает набор полезных навыков для успешной адаптации к меняющимся условиям жизни. Если вы хотите «научиться учиться», высшее образование действительно поможет — в этом уверен Дмитрий Карпов, эксперт по креативной педагогике, который также занимался развитием Британской высшей школы дизайна и Bang Bang Education:

«Есть одно преимущество университетского образования — коллектив. Если ты чего-то не понимаешь, то начинаешь спрашивать не у преподавателя, а у однокурсника. И это лучше сказывается на качестве обучения. Плюс другие вещи: например, если вы начинаете разбираться в предмете, то уже у вас начинают спрашивать друзья, коллеги. Когда объясняешь кому-то, материал закрепляется лучше всего. Это можно также делать перед зеркалом или завести свой канал на YouTube, например. Бонус — социальное одобрение знания. Его как раз и формирует институт, люди, которые окружают и которые видят, что вы разбираетесь. Онлайн-курсы и программы часто лишены ощущения присутствия других людей. Вместе с вами курс могут изучать еще 250 пользователей, но между вами нет командной коммуникации.

В университет мы ходим не потому, что хотим что-то изучить, а потому, что там классные ребята

Институт прежде всего прививает то, что британцы называют „learning to learn“, то есть умение учиться всю жизнь. Но многое зависит от выбранной области. Если это промышленный дизайн, то он предполагает фундаментальные знания. Без знаний сопротивления материалов, физики, материаловедения очень сложно создавать эффективно и качественно физические объекты. Для этого необходимо иметь материальную базу, доступ к производству, владеть математикой и, например, физикой.

Многие не понимают, зачем дизайнеру нужны эти дисциплины. Но если вы проектируете работу с настоящими материалами, никуда от этого не уйти. Далеко не всегда рядом оказывается инженер или технолог, который все объяснит или поправит. Особенно если это касается маленьких частных стартапов, не менее интересных.

Как часто говорят в этой области — если быть откровенным, — таланты не идут учиться

Есть талантливые одиночки, которые гордятся отсутствием образования и местом в профессии. На самом деле, у них часто присутствует синдром самозванца из-за постоянного чувства дефицита знаний.

Допустим, человек занимается проектированием сервиса. Прочитал несколько хороших иностранных книг о том, как устроен user experience („пользовательский опыт“), но ему не хватает знаний в области социальной психологии. Он бы хотел это лучше знать и жалеет об отсутствии вузовской подготовки. Он бы хотел сейчас пройти курс по психологии, потому что чувствует, что важно знать, как люди выбирают, какая есть экономика, психология или культура выбора.

Дефицит знаний сказывается на том, что человек не понимает полноценно, что он делает. Может создать вещи по аналогии, с помощью кустарного подхода, когда видишь, как сделано у других, и делаешь так же. Но придумать новое он не способен, потому что не хватает знаний.

Если человек занимается сам, естественно, самым принципиальным в обучении является уровень мотивации. Он должен научиться сам себя мотивировать и организовывать, а это не всегда получается. Иногда они изучают базу — математику, например — и уже хотят работать программистами хорошего профиля с высоким уровнем зарплаты.

Людям без высшего образования не хватает практики, которая прививается в учебном заведении. Сдача зачетов в срок учит как раз таки дисциплине, организации своего времени и работе в условиях дедлайнов. Поэтому талантливые самоучки часто не умеют работать в команде. Не понимают, что, если не успеваешь, нужно предупредить других. Или если что-то неверно спланировал, то тем самым подводишь и других. И это становится понятно еще где-то на ⅓ проекта, потому что нет привычки проверять себя».

Между тем в России уже есть заведения, где учат по-другому. В их числе Британская высшая школа дизайна и онлайн-школа иллюстрации и дизайна Bang Bang Education:

«БВШД развивалась как проект с амбицией показать, что в России возможно построить хорошее международное образование в области творческих индустрий. В школе была выстроена система индивидуальности, когда мастер, дизайнер, какой-то конкретный взгляд на профессию объединяют вокруг себя педагогов и студентов.

Это подход, который также реализован в британском высшем образовании, но там нельзя открыто сказать преподавателю, что он допустил ошибку. Только если в очень рекомендательном характере. БВШД получилась уникальным учебным заведением, российская часть которого готовит к профессии, какая она здесь и сейчас.

Британское же образование показало, что есть территория, которой российские вузы пока не достигли. Это касается индивидуальности. Условно, если вы считаете, что правы, то обязательно попробуйте. И вы столкнетесь с решением, возможно, неправильным, но это будет ошибка, которую вам никто не навязывал и на основе которой вы поймете, как это работает, и сможете переделать.

Британское образование, иными словами, учит мыслить самостоятельно

Как итог, в БВШД мы получили два разных, но дополняющих друг друга принципа обучения. Первый — современное видение профессии, второй — британский подход, чтобы принимать решения осознанно, даже если они ошибочные. Российская часть образования в БВШД сделала ставку на качественную работу с инструментами, а британская — на мышление, т. е. на то, как придумать так, чтобы воспользоваться имеющимися инструментами.

В Bang Bang Education совершенно другой подход — социальные сети. Многие дистанционные программы, онлайн-курсы представлены на массивных платформах, которые сами по себе выглядят как университет: зашел, вокруг белые двери, кабинеты, и ты сразу начинаешь теряться.

Философия Bang Bang Education выстроена на идее о том, что все мы пользуемся Facebook, Telegram, Instagram и прочими социальными сетями и мессенджерами, куда и приходит школа — на знакомую для вас территорию — и создает чувство, что реальные профессионалы стали частью вашего социального пространства для того, чтобы пообщаться лично с вами и поделиться своим опытом.

Система, которая работает в онлайне отдельно, предполагает, что человек видит только аватарку преподавателя, за которой могут скрываться еще и помощники. Особенно если речь идет о курсах с большой аудиторией, где каждому пользователю нужно написать комментарий к его работе. Один человек физически не справится, поэтому комментарии пишут помощники. И это уже ощущается студентами как что-то неправильное. В то время как в Facebook вы можете легко зайти в аккаунт преподавателя и написать ему, например. Этично ли, позволительно ли это — уже другой вопрос, конечно, но именно на этой философии хочется построить новый онлайн, который я зову Online 2.0.

Важная вещь, которая объединяет и Британку, и Bang Bang Education, — это постоянное привлечение любых здравых сил для того, чтобы делать индустрию лучше и даже отчасти иметь амбицию формировать ее идеологию и ценности. Например, то, что с любым человеком можно строить диалог независимо от его убеждений, творить, создавать какие-то совместные вещи».

Преимущества онлайн-образования

Осваивать цифровые профессии проще всего через интернет — в этом огромную помощь оказывают десятки образовательных платформ, среди которых выделяется проект Яндекс.Практикум. В чем заключается главное преимущество образовательных онлайн-проектов, рассказал Андрей Мельниченко — педагогический дизайнер Яндекс.Практикума:

«Ключевое преимущество онлайн-обучения — это все, что со словом «доступ». Отовсюду: будь ты в небольшом городе, где не учат программированию, или с другого конца планеты, где не говорят на русском. Это доступ из любой точки мира к, с одной стороны, лучшим специалистам сферы и образовательным организациям. И, с другой стороны, к программам, которые подходят именно вам. В рамках одной темы всегда есть направления, разные подходы и научные школы и есть люди с разным мнением, как решать те или иные задачи. Ни одна сфера не является полностью гомогенной, есть разные точки зрения и подходы, и не все они могут подойти конкретно вам — потому что все мы разные. Онлайн-образование дает доступ к тому, что интересно, что подходит по любым критериям именно вам.

Также важный компонент — быть частью комьюнити. Онлайн-обучение, т. к. дает доступ всем, демократизирует систему „либо вы из большого вуза с давней историей, либо вы не с нами“. Обучаясь онлайн, вы становитесь частью большого комьюнити из разных стран, повышая шансы найти подходящую именно вам точку зрения где угодно — хоть в Исландии, например.

Все эти преимущества также применимы к Яндекс.Практикуму. Мы не ограничиваемся геолокацией, стараемся искать лучших авторов и экспертов на рынке, которые помогают нам готовить контент, придумывать задачи, квизы и тренажеры. Понятное дело, пока что есть ограничение в виде русского языка, но это временно. У нас уже есть программы на английском языке, а несколько месяцев назад мы вышли на рынок США. Таким образом, продолжаем реализовывать парадигму „доступ к лучшему для всех“.

Еще одно отличие нашей траектории движения от классической — мы стремимся избежать травмы образовательного опыта. Стараемся предоставить выбор, возможность адаптировать то, как студент будет учиться, под его интересы. У нас существуют всевозможные проекты и чаты, которые помогут „приземлить“ образовательную программу под конкретный запрос. Можно обсудить с наставником, как сделать тот или иной проект, как решить задачу с учетом изученного материала и тому подобное.

Также, в отличие от классической модели образования, мы стараемся дать гибкость, так называемое safe space learning, чтобы студент мог изучать материал в своем темпе и самостоятельно определять свою нагрузку в течение дня или недели. Дедлайны, само собой, тоже есть, иначе образование затянется на годы. Но в общем студент сам волен определять, когда и где он будет учиться и сколько часов потратит на образование.

И последнее, самое главное отличие — это включенность в процесс, поэтому основное обучение в Яндекс.Практикуме построено не на вебинарах. У нас есть тренажеры, короткие уроки и практические активности — от небольшого квиза, чтобы определить, понял ли студент тему, до практики, где можно применить знания. Пассивное слушание — это не наш подход».

Яндекс.Практикум — это целая экосистема, которая выстраивается вокруг курса

Обучение подразумевает тренировку на специальных тренажерах, работу с наставником и постоянную обратную связь от наставника. Все задания на программирование подразумевают отработку самого программирования, а также soft skills (если это возможно) и минимальных единиц теории. Обратная связь от наставника приходит на проекты, которые студенты решают в конце каждой темы, спринта или курса. Там как раз люди получают фидбэк от наставника — человека из индустрии, который достаточно компетентен, чтобы понять, что студент сделал в своей работе.

Кроме этого, есть Slack — каналы коммуникации, с одной стороны, между студентами, с другой — между студентами и наставниками, чтобы задавать вопросы, поддерживать друг друга, жаловаться и обмениваться ресурсами. Таким образом мы реализуем и социальный компонент.

Также у нас есть дополнительные активности, которые помогают развивать навыки, социализироваться и учиться „друг об друга“. Это различные хакатоны, тренировочные собеседования, Q&A сессии и прочие штуки, которые чаще всего проходят в формате, близком к вебинарам, но взаимодействия все равно больше, чем это, как правило, бывает в стандартных вебинарах.

Что касается тренажеров, то это безопасная среда, где студенты могут совершать ошибки и немедленно получать обратную связь, чтобы их корректировать. Основная задача тренажера, как и любой обратной связи, — помочь человеку закрепить правильные стратегии решения и убрать неправильные. Тренажеры — идеальная вещь, чтобы безопасно отработать на практике какие-то мелкие сущности, концепты, подходы. Вас не отругают за ошибку, а даже наоборот, быстро предоставят обратную связь, чтобы отмести неверные подходы и перейти к более комплексным проектным задачам, где нет однозначного ответа.

Иначе говоря, всякие мелкие концепты — в тренажерах, а где не все понятно — проекты».

Креативное образование

Многие уже осознали, что с выходом из института или по окончании онлайн-курса учеба не заканчивается. Все полученные знания придется укреплять и достраивать всю жизнь. Например, развивать свои знания в сфере искусства можно в творческих лабораториях. Это образовательный проект, который запустила Третьяковская галерея. Подробнее об этом нам рассказала Дарья Пыркина, заведующая образовательным отделом в Новой Третьяковке:

«В своих образовательных программах мы ориентируемся не только на подготовку профессионалов, но и на широкую публику. Искусство — это то, что интересует представителей самых разных специальностей. И со всеми людьми мы стараемся обсуждать искусство и делать его более понятным.

Для нас это работа с широкой аудиторией, несмотря на то что все группы небольшие (в больших работать невозможно). У нас достаточно широкий спектр разных программ и лекториев, которые иногда собирают несколько сотен слушателей. Или онлайн-дискуссии, которые мы сейчас запустили и которые собирают со всего мира русскоговорящую аудиторию.

Это не про формальное образование, конечно. Это про интеллектуальную жизнь, потребность смотреть, думать и размышлять. О мире, о себе и окружающих явлениях. И это, конечно, не то, что заменяет формальное образование, но это что-то, что доступно и может быть интересно людям на протяжении всей жизни. Интеллектуальная деятельность человека никогда не заканчивается, и совершенно естественно, что люди приходят в музеи. Со старшим поколением мы также работаем. Сейчас у нас завершается как раз один проект, который был адресован представителям старшего поколения. Поэтому в данном случае это ни в коем случае не замена формальному образованию, но, безусловно, это обогащение жизненного, эмоционального и интеллектуального опыта».

В заключение — совет тем, кто хочет быть успешным в профессии. На что обратить внимание во время обучения и где искать дополнительные возможности для развития.

«Искать их, на самом деле, нужно повсюду. Потому что мы понимаем, что любое формальное образование — это база, настройка и форматирование мозгов. Сами знания быстро меняются и устаревают, и самое главное в формальном образовании — это научиться учиться. Очевидно, что логика развития современного мира постоянно подкидывает нам новые задачи и требует новых навыков. Мы в течение всей жизни учимся в более-менее формальном учебном заведении: когда-то идем на короткие курсы повышения квалификации, когда-то проходим онлайн-курс или просто самостоятельно учимся на основании литературы или видеоуроков.

Но самое важное — это не утратить способность смотреть с живым интересом. Важно не потерять этот интерес, потому что, когда он есть, можно очень долго и с удовольствием учиться самым разным вещам».

Классическое образование или онлайн-курсы — какую образовательную траекторию выбрать, каждый должен решить для себя сам. Главное — выбор должен быть осознанным. Например, если вам интересен мир технологий и разработок, вы хотите стать его частью и узнать что-то новое, сделать это никогда не поздно.

Яндекс.Практикум — это сервис онлайн-образования, который поможет вам приобрести одну из востребованных профессий: аналитик данных, дизайнер интерфейсов, специалист по Data Science, веб-разработчик и другие. А еще, получить новый навык, необходимый для работы и жизни, например, разговорный английский. Освойте новую специальность или навык и получайте удовольствие от того, чем вы занимаетесь каждый день.