Как заставить жителей города приехать не в центр, а в спальный район? Почему невозможно перенести арт-объект из музея на улицу? Что мешает паблик-арту развиваться в России? Т&Р поговорили с художницей, куратором и пионером российского паблик-арта Мариной Звягинцевой о специфике этого направления.

Марина Звягинцева

Художник, куратор, главный вдохновитель программы по преображению московских территорий и объектов «Спальный район»

Почему музейное искусство и паблик-арт — разные вещи

Мы ездим в центр города за эстетическим наслаждением, за красивой архитектурой. В спальный район же никто не поедет специально. А паблик-арт может это изменить. Когда я запустила свой первый проект «Спальный район», то поняла, что все может быть наоборот и люди будут ездить в Чертаново или Жулебино за положительными впечатлениями.

Очень сложно привлечь внимание людей, которые идут по улице по своим делам: они не настроены на восприятие внешнего мира. В музее зритель уже твой, он подготовлен и имеет конкретную цель. В городском пространстве совершенно другие законы. И тебе нужно не просто остановить человека, а заставить его подумать, почему этот объект здесь появился и для чего.

Паблик-арт находится в агрессивной в среде, на него давит реклама, вывески. Люди идут по своим делам, они не настроены на искусство.

Поэтому перенести арт-объект из музея на улицу невозможно. Там совершенно другие правила. Выход в городское пространство — это вызов. Тебе нужно быть не просто художником, но и архитектором, инженером. Необходимо учитывать особенности климата, погоды, людей, которые здесь живут. В музее у художника скорее цель самовыражения, в паблик-арте же все ваши силы направлены на то, чтобы удержать внимание прохожего и превратить его в зрителя.

Паблик-арт меняет мышление людей, которые живут в этом районе. Они воспринимают его не как спальное место или же район для прогулки: люди понимают, что окружающая их среда может быть интересной и ее можно улучшить. Например, в «Спальном районе» постоянно ломалась одна из кроватей. Один из жителей самостоятельно пришел чинить арт-объект, он начал чувствовать ответственность за место, в котором он живет. Благодаря паблик-арту ты как художник понимаешь, что у тебя не просто есть возможность самовыражения, а возможность влияния.

Проект «Море спального района»

Проект «Море спального района»

Еще одна непростая задача, которая стоит перед художником, — сделать пространство узнаваемым. С одной стороны, арт-объект не должен сразу считываться: им необходимо озадачить публику. Но с другой — инсталляция делает место идентичным.

Для того чтобы зацепить человека, необходимо сделать его сопричастным к созданию арт-объекта. Я создавала проект для «МедиаДвора» в НИУ ВШЭ. Раньше возле корпуса находился склад с различными хозяйственными объектами и между этими коробками, железками стояли студенты. Я решила вовлечь их в создание своего же пространства — они подобрали различные высказывания о медиа, которые я уже как художник составляла.

На территории всего двора находится моя материнская плата, которая связывает арт-объекты и автоматически вовлекает человека в арт-пространство. Теперь «МедиаДвор» стал знаковым местом для студентов не только с факультета медиа.

В любом месте я стараюсь сделать проект так, чтобы люди становились частью арт-объекта.

Один из сложных проектов я реализовывала в Морозовской больнице для детей. Все-таки ребенок находится в чуждой для него среде — а ее нужно сделать дружелюбной, чтобы лечение и нахождение в этом здании было не наказанием, а, наоборот, благом. Кроме того, сейчас детей не удивишь мультяшными изображениями. Нужны новые необычные решения, способные отвлечь от телефона. Это была не просто выставка, а внедрение искусства в пространство.

Другой пример того, как люди могут быть вовлечены в искусство, — это проект «Карта памяти» на ЦТИ «Фабрика». Я придумала форму, а контент создавал сам коллектив. Они собирали знаковые слова, которые и заполняли карту памяти.

Этой весной в период самоизоляции я запустила проект «Вместе» и сделала его вместе с жителями, которые были включены в пространство. Сделала на заборе сетку из пазлов и раздала их людям, они разукрашивали эти фрагменты. Меня поразила готовность людей включиться в арт-объект. Изоляция закончилась, а забор продолжается — люди предлагают его продлить и разукрасить.

Как развивается паблик-арт в России

В России паблик-арт скорее проявляется в граффити. Но чаще всего оно ограничивается им же, их необходимо согласовывать бесконечное количество раз. Часто администрация городов воспринимает паблик-арт как украшение к празднику — какие-то арки, клумбы, сцены. Но это не искусство, а просто комфортное обустройство среды. Есть отдельные островки, люди, которые точечно меняют пространство, но пока что это не единое поле, каждый воюет на своей территории. Мало поддержки как со стороны властей, так и со стороны жителей. Они пока что не привыкли к этому. Но эта проблема есть не только в России. Британский скульптор Энтони Гормли создал инсталляцию на пляже — люди, постепенно уходящие в воду. Одни говорили, что Гормли уродует пляж, другие просили оставить объект и утверждали, что это придает идентичность городу. Всегда будут противоречивые мнения, а художник находится между ними.

Пока что паблик-арт существует не благодаря, а вопреки.

Не все города готовы принять паблик-арт. Есть архитекторы, но они скорее занимаются благоустройством, их деятельность направлена на комфорт. Художник уже находится на другом уровне, и ему нужно вывести прохожего из этого комфорта, придать смысл пространству.

Однако паблик-арт в стране хоть медленно, но развивается. Чем больше будет положительных примеров, взаимодействия публики и арт-объектов, тем быстрее станет меняться городское пространство.