Идея вечного двигателя не давала покоя ученым на протяжении нескольких веков, однако все попытки оказывались бесполезными. Согласно задумке, устройство должно было получать большее количество полезной работы, чем количество переданной ему извне энергии. Однако существование такой машины невозможно, потому что это нарушает первый и второй законы термодинамики. Т&Р объясняют, кто и как пытался создать вечный двигатель.

Вечный двигатель Орфиреуса

Саксонский врач, алхимик, инженер Иоганн Эрнст Элиас Бесслер, также известный как Орфиреус, в XVIII веке заявил о создании вечного двигателя. Он был в форме колеса диаметром около четырех метров, выполнен из дерева. Машину поместили в отдельную комнату, в которую запрещено было заходить, и открыли дверь через 14 дней — двигатель продолжал работу. К изобретению относились скептически, однако само появление необычной машины вызвало интерес, и люди с разных стран стали приезжать в немецкий город Мерзебург. На показе прибора Орфиреус смог заработать. Ученого просили раскрыть секрет работы вечного двигателя, но ученый отказывался. Тогда начали распространяться слухи о том, что машина работает благодаря действиям людей, которые дергают нити в соседних комнатах. Существует предположение, что Орфиреус самостоятельно разрушил свое изобретение, так как судьба вечной машины неизвестна до сих пор.

Колесо Бхаскары

Индийский математик и астроном XII века Бхаскара — один из первых ученых, который задумался о создании вечного двигателя. Конструкция была достаточно простой: деревянное колесо с вогнутыми спицами, внутри наполненными ртутью, движется благодаря перемещению жидкости. Колесо находится в состоянии дисбаланса и поэтому вращается.

В XII веке это изобретение действительно считалось большим научным достижением, однако сейчас конструкция кажется простой, а «вечность» двигателя достаточно сомнительна: на движение ртути влияет множество внешних факторов, например температура, влажность, способные остановить работу.

Водяной винт

Английский врач, философ-мистик Роберт Фладд верил в существование потусторонних сил и темную магию, поэтому научное сообщество относилось к Фладду скептически и не принимало всерьез его изобретения. Философ постарался создать механизм вечного двигателя и создал водяной винт в начале XVII века. Колесо вращалось посредством циркуляции воды и создавалось для упрощения работы фермеров, которые были вынуждены постоянно отвозить тонны зерна к водяным мельницам и отвозить обратно.

Часы Кокса

Лондонский ювелир и изобретатель Джеймс Кокс — создатель таких известных часовых аппаратов, как «Павлин» и « Серебряный лебедь». Вечные часы изобретатель создал в 1774 году. Механизм работал благодаря движению ртути: она поднималась и опускалась под действием атмосферного давления по стеклянной трубке. Благодаря этому части механизма уравновешивались, а грузы оставались поднятыми. Сейчас часы хранятся в Музее Виктории и Альберта без ртути и в недвижимом состоянии.

Батарейка Николае Василеску-Карпена

В 50-х годах XX века румынский физик и инженер Николае Василеску-Карпен создал батарею, которая может функционировать и сегодня. Изобретение называют «столбом Карпена», он выдавал электрическое напряжение более 60 лет, затем механизм остановили, но батарейка способна работать и сейчас. До сих пор нет единого научного объяснения, почему изобретение работает и по какому принципу. Механизм состоит из гальванометрического двигателя, выключателя, который замыкает и размыкает цепь. Электролитом является серная кислота. Благодаря этому элементы восстанавливают заряд и меняют полярность на противоположную. Устройство находится в Национальном техническом музее Димитрия Леонида.