Можно ли стать гениальным и добиться сверхрезультатов в своем деле — или же гениями все-таки рождаются? Как на это качество влияют гены, семья, обстановка, в которой человек воспитывается? Все ли гении сумасшедшие? Т&Р выбрали главные тезисы из книги Дина Кита Саймонтона «Чек-лист гения. Девять парадоксов одаренности», в которой автор рассматривает феномен гениальности.

«Чек-лист гения. Девять парадоксов одаренности»

Дин Кит Саймонтон
Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2018

Наберите не меньше 140 баллов в IQ-тесте или не проходите тесты вовсе

Мы часто забываем, что IQ-тесты появились сравнительно недавно.Возраст этого инструмента — чуть больше века. Ранние версии были разработаны во Франции в 1905 году и основывались на исследованиях психологов Альфреда Бине и Теодора Симона. Однако эти тесты не ассоциировались с гениальностью, пока из парижской Сорбонны не перекочевали в Стэнфордский университет в Северной Калифорнии.

Высокий IQ не гарантирует славы и успеха. Пока все идет хорошо. Думается, тезис первой половины этого урока подтверждается: высокий уровень IQ повышает шансы на достижение выдающихся успехов. На самом деле связь значения IQ и выдающихся достижений не так прочна. Большинство специалистов по статистике определили бы ее как«умеренную». Говоря проще, возможны исключения с обеих сторон.Люди, достигшие значительных успехов, могут иметь IQ даже ниже сред-него, а обладатели высокого интеллекта порой не могут ничего достичь.

Зависимость достижений от уровня IQ во многом определяется сферой деятельности. В некоторых областях интеллектуальному уровню уделяется куда меньше внимания. Например, IQ знаменитых лидеров в среднем ниже, чем у известных творцов.У полководцев (генералов и адмиралов) из списка Кокс IQ, как правило,на 20 баллов ниже, чем у остальных.

Врожденные способности включают не только интеллект, но и страсть, рвение: то, что современные психологи называют grit

Слетайте с катушек или станьте воплощением психического здоровья

Все очарованные гениями знают множество трагических историй о том,как те сходили с ума. Голландский художник Винсент Ван Гог большую часть жизни мучился от различных психопатологических состояний (однажды даже отрезал часть уха), а в итоге выстрелил себе в грудь и скончался через тридцать часов. Психические расстройства необязательно приводят к самоубийству. Иногда гении всю жизнь страдают от периодических вспышек болезни, а умирают по причинам, никак не связанным с их психическим состоянием.

Несмотря на кажущуюся очевидной связь между самоубийством, алкоголизмом, депрессией, шизофренией и гениальностью, подобные истории никак не могут служить доказательством того, что гениальность непременно идет рука об руку с безумием. Скорее, все это лишь доказывает, что психические заболевания не мешают становиться гениями. Так что не списывайте себя только потому, что пережили пару-тройку тяжелых психологических эпизодов. Идеальное психическое здоровье — необязательное требование.

В наиболее творческих сферах риск психических расстройств у гениев превышает стандартные 50%. Затем обнаружилось, что этот показатель варьируется и в некоторых областях (таких как есте-ственные науки, например) может быть даже ниже среднего. Получается, психологическое здоровье гениев науки более стабильно, чем у людей,ярко проявляющих себя в искусстве. Таким образом, «сумасшедшие» художники — явление куда более распространенное, чем «безумные» ученые.

Два основных наблюдения о гениях

Гении, находящиеся на пике известности, могут запросто быть наиболее предрасположены к психическим расстройствам, даже если все творческие люди как вид демонстрируют меньший риск. Более того, пропорционально заслугам возрастает риск психических расстройств, несмотря на то что творческое начало само по себе явный признак психического здоровья.

Чем знаменитее творец, тем менее типичен он для своей сферы — от этого никуда не уйти. Именно поэтому все психологические исследования, построенные на изучении групп студентов и даже творцов меньшего калибра, не способны дать адекватную оценку рискам гениев, восседающих на вершине славы.

Родитесь гениальным или тщательно выбирайте дом и школу

Семейные родословные, представленные Гальтоном в 1869 году, позднеене раз подтвердились, так что нет сомнений, что они существуют. Подобные генетические связи были и у некоторых нобелевских лауреатов.

По сути, почти все без исключения различия людей в той или иной степени определяются генетикой. Это, конечно, относится и к особенностям гениальных личностей. Например, уровень интеллекта во многом зависит от генов.

Учитывая, что гениальность предполагает наличие множества самых разных способностей и граней характера, бессмысленно говорить о каком-то «гене гениальности».

Каждая особенность, каждое умение человека складываются из множества генов, поэтому для рождения истинного гения требуется сочетание тысяч генов

Если для рождения гения должно сойтись множество генов, а их набор по большей части дело случая, как узнать, какой именно из миллионов сперматозоидов достигнет той самой яйцеклетки, чтобы в нужный момент образовать уникальную зиготу,ведь даже братья и сестры в одной семье вовсе не обязательно наследуют одни и те же таланты? Причуды наследственности становятся причинами забавных случаев, в числе которых гениальные династии без гениев и гении без гениальных династий.

Будьте старшим ребенком в семье. Или постарайтесь родиться последним

Хотя цель психогенетики исключительно в том, чтобы доказать влияние наследственности на формирование личности, научные методы позволяют отметить и кое-какую роль воспитания. Особенно она заметна, когда речь заходит об общихи несовпадающих (внешних) средовых факторах.

Проблема вечной дилеммы «природа —воспитание» состоит в том, что, как утверждают психогенетики, общая среда в меньшей степени (а то и вовсе никак) определяет развитие человека. Безусловно, открытость к этому не относится. Только определенные интересы и ценности (например, религиозность) могут считаться факторами общей семейной среды, но даже в таком случае их роль довольно незначительна.

Главный вклад родителей в стремление своих детей к познанию нового — это все же генетика, а не воспитание

Несомненно, прогноз на основе старшинства в семье будет более точным, чем даже самый лучший астрологический. Но его не примут в качестве доказательства в суде. Ни один уважаемый университет или Нобелевский комитет не поставит старшинство в семье выше даты рождения в вашем резюме или послужном списке. Так что об этом можно не беспокоиться. Оставьте этот факт для будущего биографа, и он с удовольствием поведает миру о ваших спорах с братьями и сестрами, которые помогли вам стать тем, кто вы есть. И вот еще что: старшие братья, пора бы вам начать уже лучше относиться к своим младшим сестрам!

Учитесь усердно день и ночь или интересуйтесь, увлекайтесь, путешествуйте

Время от времени гении публикуют труды, полностью меняющие культуру и цивилизацию. Эти прорывы становятся поворотным пунктом, рубежом, делящим историю на до и после.

Из всех черт характера именно открытость в большей степени влияет на творческие достижения

Те, у кого ее показатель высок, проявляют широкие профессиональные интересы, часто даже не относящиеся напрямую к области, в которой работает человек.

Стремитесь к совершенству или действуйте методом проб и ошибок

Многие считают, что «проходной балл» можно заработать ответом: «Должен признаться, я перфекционист». Звучит вполне достойно, вот только руководители, проводящие собеседования, слышат это почти от каждого.Те, кому действительно довелось поработать с перфекционистами, знают,что это качество далеко не так прекрасно, как принято считать

Самым очевидным доказательством пользы перфекционизма для творческих гениев служат их работы, каждую из которых можно в равной степени назвать шедевром, великим изобретением, образцом качества,классикой или выдающимся произведением. Каждая изобилует идеями, деталями, открытиями или штрихами, отражающими гениальность своего творца.

Проблема этой дискуссии в том, что нет абсолютно никаких доказательств тесной связи творческих достижений и перфекционизма как черты характера

Перфекционизм ассоциируется с высоким показателем сознательности. Однако, по последним данным, сознательность никак не влияет на потенциальные научные достижения человека, в отличие от открытости новому. Более того, сознательность как разуказывает на обратную связь. Таким образом, даже на дилетантском уровне мы не можем утверждать, что «движемся в верном направлении». Другими словами, ученые, чьи работы оказывают серьезное влияние на развитие науки, вовсе не обязательно более усердны, педантичны, дотошны, основательны, организованы, собраны, серьезны, надежны,рациональны и ответственны. Не должны они непременно быть и внимательными, точными или обладать прекрасной памятью.

Станьте вундеркиндом или ждите, когда наконец расцветете

Я предпочитаю рассматривать выражение «поздний расцвет» в контексте ожидаемого развития творческого пути. Тогда это явление представляет собой некую противоположность «ранним гениям» (или вундеркиндам). В отличие от вторых, «поздние гении»начинают осваивать навыки, необходимые для определенной области,гораздо позже. В таком случае на овладение мастерством требуется заметно меньше времени, однако зачастую все же куда больше ожидаемого. Как следствие, такие люди выдают свои первые шедевры в довольно зрелом возрасте.

Как же быть? Стремиться стать вундеркиндом или ждать, пока откроются истинные таланты и предназначения? Определенно, и в томи в другом есть свои плюсы и минусы. Если решите следовать по пути юного дарования, следует очень тщательно подойти к выбору области,в которой желаете прославиться, и сделать это нужно до того, как вам исполнится десять (так что для большинства, если не для всех моих читателей, думаю, момент упущен). Не стоит также забывать о социальных навыках и следить, чтобы они поспевали за вашим мастерством.

Умрите молодым или доживите до глубокой старости

Чтобы лучше понять, как это работает, давайте вернемся к важному принципу, о котором я впервые заявил в шестом уроке и потом еще раз упомянул в седьмом: качество часто вытекает из количества. Чем больше попыток, тем больше шедевров, но и неудач в среднем больше. Хотя эту идею впервые применили к успехам и провалам разных карьер в одной сфере, с тем же успехом ее можно применить и к конкретному человеку. Периоды творчества, когда гений совершает больше всего попыток,как правило, знаменуются самыми крутыми взлетами (но и большим количеством неудачных попыток тоже). И наоборот, когда количество снижается, падает и качество.

Кривая начинается с возраста гипотетического начала карьеры — двадцать лет. Продуктивность стремительно возрастает до пика, который приходится примерно на сорок, после чего начинается постепенный спад. Вначале человек предпринимает множество попыток создать нечто стоящее, пока наконец в возрасте примерно двадцати пяти — тридцати не создаст шедевр. То же самое происходит и в конце творческого пути:появление последней значимой работы во многом определяется количеством попыток, пока удача наконец не улыбнется автору примерно в пятьдесят-шестьдесят. Между первым и последним шедеврами на пике (или, точнее, сразу после пика, учитывая асимметричное распределение) располагается лучшее достижение гения. Естественно, со смертью прекращается и творческий процесс. На этом миссию гения на земле можно считать выполненной.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.