Из-за непрекращающегося потока информации память ухудшается, многозадачность приводит к переутомлению; как следствие, мы выгораем. Для того чтобы это предотвратить, необходимо постоянно чистить свое «хранилище» мыслей и избавляться от ненужного. Т&Р перечитали книгу Максима Дорофеева «Джедайские техники: как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо» и составили инструкцию, как научиться мыслить ясно.

Как научиться ясности и избавляться от ненужного

Нам постоянно нужно думать, чтобы формулировать задачи, проводить обзоры, обрабатывать информацию и совершать какие-то действия. Однако для того, чтобы избежать переутомления, некоторые действия нужно выполнять в режиме «обезьяны». После этого снова подключать мыслительную деятельность и проверять источники новостей из внешнего мира, которые помогают определить результаты действий. Так работает схема «обезьяна — дао»:

Цикл «обезьяна — дао»

Цикл «обезьяна — дао»

Цикл имеет два альтернативных пути:

  1. После того как мы сделали часть работы, не спешите проверять «входящие». Иногда лучше сразу перейти к шагу «Думать», а по результатам внести изменения в список задач и вернуться к фазе «Делать».

  2. Если задача занимает меньше N минут, мы можем сразу приступить к ее выполнению, пропуская список задач. Это работает в стрессовых ситуациях. Значение N выбирается исходя из индивидуальных особенностей — например, Дэвид Аллен рекомендует N = 2 минутам, кому-то понадобится 5 минут, а кому-то даже 30‑секундные задачи необходимо заносить в список.

Схема основных практик, помогающих вам сэкономить ресурсы мозга. В овалах — промежуточные результаты, которые вы получите.

Регулярно восстанавливайтесь

Если постоянно действовать на пределе своих возможностей, мы исчерпаем все ресурсы и произойдет выгорание. Правильно функционировать значит кратковременно испытывать стресс (физическая нагрузка, когнитивная нагрузка), а потом позволять своему организму восстановиться.

В современном мире переутомление, стресс, отсутствие свободного времени, огромные списки задач становятся критериями успешной жизни. Это заставляет нас просыпаться уже со смартфоном в руке, проверять почту первым делом после пробуждения и засыпать, просматривая свежие отчеты.

Однако переутомление и гиперзанятость — показатели не вашей эффективности, а, наоборот, неорганизованности

Разгружайте рабочую память

Метод спусковых крючков
  1. Сядьте в тихом месте, где вам никто не помешает.

  2. Положите перед собой белый лист бумаги.

  3. Сделайте список спусковых крючков — это темы, внутри которых есть задачи. Каждый элемент списка должен запускать причинно-следственную связь в вашей голове, и упущенная задача появится в памяти.

  4. Если тот или иной спусковой крючок сработает, напомнив вам о потенциально забытом деле, запишите это дело на листке.

  5. Когда список спусковых крючков закончится, оставайтесь на месте в течение трех-пяти минут. Возможно, вы вспомните что-то еще.

Метод созерцания точки

Выберите точку на стене или листе бумаги и сконцентрируйтесь на ней. Если вы отвлекаетесь — запишите, что вас отвлекло, и вернитесь к точке. «Так у вас рождается список того, что еще имеет для вас значение и должно быть либо вычищено, либо решено», — говорит автор.

Регулярно очищайте инбоксы

Разберитесь со всеми местами, где хранятся ваши «входящие»:

  1. Блокноты/ежедневники, как бумажные, так и электронные

  2. Список электронных писем, отмеченных флажком

  3. Незакрытые вкладки в браузере

  4. Документы на рабочем столе

Все это нужно пересмотреть, отсортировать, отказаться от ненужного. Подумайте, что скрывается за каждой иконкой и каждым документом. Вам не нужно сразу выполнять какие-то задачи, ваша задача — переосмыслить задачи и расставить приоритеты.

Правильно формулируйте задачи

Для того чтобы завершить дело, нужно сформировать план. Крайне важна его формулировка.

Он не должен быть максимально подробным — достаточно лишь первых шагов. От того, какие слова вы выбираете при формулировке задачи, зависит ее выполнение.

Каждая задача должна удовлетворять четырем критериям:

  1. Формулировка задачи должна звучать как ответ на вопрос «Что нужно сделать?».

  2. Формулировка должна начинаться с глагола в неопределенной форме.

  3. Задачу можно выполнить, по минимуму используя мышление.

  4. Задача должна представлять собой первоочередное действие по достижению конечной цели.

Используйте внешнее хранилище

Наше внешнее хранилище должно включать в себя:

  1. Список задач

  2. Список проектов (в популярных программах по управлению списком задач есть возможность вести и проекты)

  3. Календарь

  4. Систему хранения справочной информации

Ни одна программа сама по себе не поможет сделать больше. Она выполняет единственную функцию — хранения и организации того, что вы в нее запишете.

Выбирая программу для управления списком задач, учтите следующие моменты:

  1. Любая программа будет неудобна.

  2. Желательно иметь доступ к своему списку задач отовсюду.

  3. Настоятельно рекомендуются инструменты, где можно создавать задачи без привязки к конкретным датам.

  4. Список задач — это инструмент преимущественно для вашей внутренней обезьянки. Ей должно быть удобно просматривать в нем задачи.

  5. Используйте единый список задач для личных и рабочих дел (как минимум вначале).