Внимание! «Взрослый» контент, предназначенный для лиц, достигших 18 лет

В Древней Греции секс считался естественным желанием и его удовлетворение было необходимым. Однако потом человечество долгое время считало интимные связи грехом, а любое проявление сексуальности говорило об аморальности и безнравственности. Т&Р изучили, как сексуальность проявлялась в разные эпохи и какие общественные изменения подтолкнули к секспросвету.

Как относились к сексу со времен Античности до эпохи Возрождения

Под сексуальностью мы понимаем совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Антрополог Дональд Саймонс в своей книге «Эволюция человеческой сексуальности» утверждает, что женщины и мужчины имеют разную сексуальную природу, частично скрываемую моральными предписаниями и социальными нормами. Он связывает эти различия с историей эволюции человека. Например, во времена охоты и собирательства сексуальные желания и склонности мужчин препятствовали размножению у женщин, которые проходили некий отбор и конкурировали между собой.

Дональд Саймонс утверждает, что долгое время секс воспринимался как услуга, которую женщины оказывали мужчинам

Желание получить удовольствие от полового акта считалось греховным, секс выступал исключительно как способ размножения. На отношение к сексуальности влияли экономические, социальные, культурные, идеологические факторы. Если же в первобытном мире сексуальное влечение было инстинктивным, то в Античности люди стали переосмыслять этот процесс и придавать ему большее значение. Появились роли мужчины и женщины, не исключены были и гомосексуальные интимные связи. Сократа даже подозревали в том, что он развращал своих учеников.

Значительно изменилось восприятие обнаженного человеческого тела во времена Римской империи. Секс стал источником удовольствия, а обнаженная красота превозносилась в том числе в искусстве. Чаще всего голые тела использовались для изображения мифологических и библейских сюжетов. Так, сексуальные связи становились не просто физиологической потребностью, но и необходимым процессом для духовного развития. Для воинов сексуальность имела особое значение: она влияла на их эмоциональное и психическое состояние. Однако инициатором по-прежнему мог выступать исключительно мужчина, сексуальные предпочтения женщин практически не учитывались.

С развитием идей христианства половое влечение стало считаться грехом, а обнаженное тело — распущенностью и аморальностью. Интимная близость могла быть только в брачном союзе. «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 5–6.

Святой Августин в IV веке стремился изменить взгляды Церкви на сексуальные отношения. Он полагал, что именно сексуальные желания заставили Адама и Еву согрешить. Тогда «сладострастие» стало грехом, а интимная близость была необходима только для создания новой жизни.

Переворот в восприятии сексуальности произошел в Германии. Мартин Лютер отверг учение Августина и провозгласил, что интимные отношения между мужчиной и женщиной — дар Божий и отказываться от такой возможности — грех. Однако это удовольствие возможно только в рамках супружества. Брак по-прежнему считался священным. Лютер даже призывал священников жениться.

В эпоху Возрождения произошло переосмысление человеческих потребностей, которые должны занимать главенствующие позиции. Эти идеи в основном распространялись на Западе, в России продолжали следовать христианским заветам.

Как начало развиваться сексуальное просвещение

В эпоху Просвещения наука стала активно развиваться и противопоставляться религии, отвергая ее догматы и запреты. Сексуальность стала объектом изучения, сексуальные потребности рассматривались как необходимое влечение человека вне зависимости от того, состоит он в браке или нет. В искусстве обнаженными представали не только богини и мифологические персонажи, но и простые люди. Например, во второй половине XIX века картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» вызвала острую общественную реакцию, ведь на траве вместе с мужчинами сидела голая девушка. А созданная Гюставом Курбе картина «Происхождение мира» с изображением женских гениталий была запрещена и оказалась в музейном зале только в конце XX века.

В индустриальный период тело стало лишь инструментом, причем человек рассматривался как работник, все его влечения и желания отступали на задний план. Главное — это труд и соответствующий настрой сотрудника. Сексуальные отношения не обсуждались, а потребность в интимных связях рассматривалась как инстинкт.

«В начале XXI века для рядового обывателя сексология предстает все в том же зачаточном состоянии, что и десятилетия назад. До сих пор официально признанной остается только медицинская сексология, называвшаяся в советские времена сексопатологией».

Кащенко Евгений Августович. «Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности»

Только во второй половине XX века сексуальное влечение перестало считаться аморальным. Распространение получали работы Зигмунда Фрейда, в его «Психоаналитической теории» сексуальность вернулась к идеям древнегреческой философии. Стали возможными и гомосексуальные отношения, и полигамные.

Даже в религии, в частности в католичестве, стали говорить о сексе. Франциск стал первым папой римским, который не стал осуждать гомосексуалов и предоставил возможность выбора. В этом же году папа римский назвал сексуальность «даром Божьим»

«Сексуальность, секс — это дар Божий, который он нам дает. И у этого дара две цели — любовь и рождение новой жизни. Это — страстная любовь, когда между мужчиной и женщиной такая любовь, это дает вечную жизнь».

Ответ Франциска на вопросы молодых верующих из приходов Франции

Больший стимул для расширения повестки дня в области сексуальности возник в результате распространения ВИЧ-инфекции. Социальные, экономические и культурные силы, которые формируют жизнь людей, влияют и на сексуальные практики и здоровье. Сегодня сексуальность рассматривается как с биологической точки зрения, так и с психологической и социокультурной.