2020 год повлиял на жизнь каждого из нас, и мир до сих пор пребывает в состоянии нестабильности. Как жить в условиях новой действительности, когда непонятно, что ждет тебя завтра? Организаторы бесплатного онлайн-фестиваля Different Ever After отвечают: смело глядя изменениям прямо в лицо. В течение месяца команда Посольства Великобритании в России в партнерстве c медиа «Теории и практики» будет знакомить вас с лучшими британскими практиками в области науки, инноваций, искусства и культуры, чтобы вместе найти твердую почву под ногами, — Надя Макова, CEO T&P, встретилась с командой организаторов и получила однозначный ответ на вопрос, почему всем нам обязательно следует посетить DEA.

— В чем большая идея фестиваля Different Ever After?

Том: Провести фестиваль Different Ever After именно сейчас — это просто необходимость. В пандемию мы все столкнулись с тем, что в мире есть проблемы, которые возможно решить только сообща, почувствовали важность и силу настоящей глобальной коллаборации. Наша работа как посольства заключается в том, чтобы знать и понимать ту страну, в которой мы работаем — в социальном, политическом, культурном, художественном и экологическом плане, — понимать, в чем разница между Красноярском и Архангельском и почему люди в Ростове ведут себя иначе, чем жители Новосибирска.

Вторая важная задача — передать суть нашей родной страны, Британии, россиянам. О ней, как и о самых разных вещах, существует много стереотипов. Есть несколько культовых ассоциаций с Великобританией, вроде медведя Паддингтона, ноги Бекхэма и красной телефонной будки, и они великолепны, они часть моей истории, но они никак не отражают ту страну, которую я представляю. Суть, которая скрыта под клише о чопорной Британии, заключается в том, что Британия — это инновационная, современная, мультикультурная и мультинациональная страна с колоссальной молодой энергией. То, что придает Великобритании силу, — это многоголосие, и это то, что мы хотим показать участникам фестиваля DEA. На фестивале мы продемонстрируем инновации и осветим общечеловечески актуальные темы, чтобы раскрыть потенциал для эффективного сотрудничества и совместной реализации новых идей. Это и есть наша большая идея.

Настя: Мы хотим дать возможность огромному количеству людей из разных городов и стран соприкоснуться с настоящей современной Британией.

Идея DEA — показать немного больше, чем скрыто, рассказать как можно больше историй о разной Великобритании, причем именно историй про людей, их личное

Все это для того, чтобы участники фестиваля узнали единомышленников из Британии, чтобы они встретились на одной площадке, поговорили, обсудили обоюдоважные и острые темы, открыли для себя новое. Россия не заканчивается за Садовым кольцом или МКАДом, и для нас digital-формат фестиваля — это уникальная возможность сделать просветительский проект для всей страны.

Наташа: DEA — это что-то очень новое для нас и очень необычное в плане и формата, и многослойности, поэтому вся команда очень вдохновлена и много работает, чтобы все получилось так, как мы задумали. Такой фестиваль мог появиться только в текущий момент, только в текущей новой реальности. Во многом это реакция на изменения, с которыми мы все сталкиваемся, своеобразная переоценка ценностей.

Михаил: Год показал, что пандемия — это вызов, с которым ни одна страна не может справиться самостоятельно. Теперь и мы хотим показать, как много у нас общего: общие ценности и общие проблемы, над которыми нам надо работать вместе. И особенно сейчас.

— Что означает название фестиваля?

Настя: Мы все проходим через трансформацию — 2020 год вряд ли оставит хоть кого-то в том состоянии, в котором человек пребывал в 2019-м. Название фестиваля отражает понимание того, насколько тесно мы связаны между собой, насколько все многослойно и насколько критично поменять многое сейчас, чтобы наши дети жили в мире, который будет лучше, а не который может взять и, условно, захлопнуться.

Наташа: Different — это о том, что произошло в мире в 2020 году, о том, что мы уже никогда не сможем вернуться туда, где были. Произошел сдвиг, большие изменения в разных аспектах нашей жизни, и нам нужно с этим жить дальше. Вопрос в том, как. А ever after — это, собственно, аллюзия на сказочное happily ever after («Жили они долго и счастливо»), надежда, что все будет хорошо.

— Кто для тебя идеальный гость фестиваля Different Ever After?

Настя: Я хочу, чтобы нашей аудиторией были такие ребята, как я, как ты — молодые, прогрессивные, из России и из других стран. Хочу, чтобы на фестиваль пришли люди, которым есть ради чего делать лучше, которые хотят изменений и воспринимают их с радостью, воспринимают вызов как импульс двигаться вперед и двигать других.

Наташа: А я хочу случайных людей! Фестиваль — это реакция на события, в которых мы все оказались: это не только о коронавирусе, это о множестве социальных, культурных проблем, экологических темах, личных вопросах (таких, как ментальное здоровье), которые оголились в пандемию. Для меня очень важно рассказать эти истории как можно большему числу людей, которые раньше не попадали в нашу повестку, поэтому мне очень хочется максимального разнообразия аудитории и чтобы абсолютно каждый участник фестиваля нашел здесь то, что откликается внутри.

— В идеале эти люди должны стать проводниками изменений? Вы им закидываете идею в голову, а они потом начинают действовать по-другому, смотреть на вещи с нового ракурса. Ты хочешь, чтобы гости фестиваля после него стали делать что-то иначе?

Настя: Изменение поведения — это идеальный результат, но если даже они просто заинтересуются, откроют для себя новое, получат новые знания, знакомства — это тоже классно. На самом деле, даже самые маленькие изменения имеют значение: если, условно, хотя бы три человека из тысяч после наших лекций по экологии станут ходить в магазин со своей авоськой, я буду очень рада.

Если люди станут чуть более любопытными и начнут более энергично открывать для себя новое, цель нашего фестиваля будет достигнута

Михаил: Я надеюсь, что гости DEA проснутся 30 октября с мыслью о том, что Британия инновационна, современна и в целом крута. Если они проникнутся темами, которые мы выбрали, захотят углубиться, посвятить этим темам больше себя — я буду считать миссию выполненной.

Том: Я хочу, чтобы они были удивлены. Чтобы они почувствовали, что Британия не такая, какой они себе ее представляли. Я хочу, чтобы они вдохновлялись на изменения. Действительно надеюсь, что этот фестиваль положит начало большому количеству важных, полезных совместных проектов — в культуре, музыке, экологической повестке или инновациях в бизнесе в период нестабильности.

Наташа: Самое ценное для меня — это то, что наш фестиваль получается очень искренним, если говорить о темах, историях, о нас.

Мы пригласили очень интересных экспертов и, естественно, будем показывать передовые технологии, передовые точки зрения Британии, но мы не будем говорить о том, что у нас все идеально, или о том, что все проблемы нашего мира решены. Мне хотелось бы, чтобы в результате фестиваля состоялся открытый диалог, чтобы люди поняли, что можно говорить о разном, что можно не стесняться говорить о проблемах, даже очень личных, что нет запретных тем. Признание любой проблемы — это многое на пути ее решения.

Миссия фестиваля DEA — выстроить диалог, а не просто вещать какие-то истины на российскую аудиторию. Учиться вместе, оценивать ситуацию, в которой находится и российское, и британское общество, и смотреть, как мы можем вместе над ней работать.

— Повестка фестиваля максимально разнообразна — это такое одеяло из разноцветных лоскутков. Нет ли опасений, что аудитория может размыться? Когда «все обо всем», то кажется, что в итоге «ни для кого конкретно», эдакое «объять необъятное».

Михаил: У нас было такое опасение, когда мы планировали фестиваль, но, с другой стороны, мы поняли, что и аудитория, которая может быть заинтересована в фестивале, неоднородна: нет, условно, какого-то одного профайла человека, который хочет знать все о туризме в Великобритании, интересуется современной музыкой, климатическими изменениями и одинаково озабочен проблемой новой этики в СМИ. Мы хотим, чтобы каждый нашел на фестивале что-то свое и использовал эти новые знания и знакомства по максимуму!

Наташа: На самом деле, я очень рада, что программа получилась такая многослойная и разнообразная, потому что мы себя ничем не ограничивали и не рассчитывали, что каждый человек обязательно пойдет на все мероприятия. Мы поставили цель сделать такую программу, которая будет полезна и интересна людям с кардинально разными взглядами, предпочтениями и интересами.

— Из всего многообразия 16 событий какое для вас будет самым важным, самым долгожданным?

Михаил: Первое событие, которое я жду с нетерпением, — это лекция профессора Университета Кардифф об изучении генома вируса — «По следам COVID-19…». Второе продиктовано моим профессиональным интересом — это дискуссия про выход Великобритании из ЕС, потому что тема очень сложная и плохо представлена в российском медиапространстве, а мы хотим расставить все точки над «i». По сути, это первый раз, когда мы публично и долго будем обсуждать эту тему в России.

Наташа: Это нечестный вопрос, но ладно. Я выбираю лекцию «Замерзший во льдах: мое путешествие в Арктику» — рассказ о самой крупной за всю историю круглогодичной экспедиции в Северном Ледовитом океане. В экспедиции было задействовано столько стран! И это жутко интересно и с точки зрения командного взаимодействия, и интернациональной, и с точки зрения личной: действительно, как ученые там живут? У нас будет разговор с Маркусом Фреем, который провел три месяца на замерзшем корабле. Мне кажется, что, исследуя Арктику, мы можем очень много узнать о нашей планете.

Том: Отличный вопрос. Я думаю, для меня это событие «Инновации в действии. Как адаптироваться в условиях пандемии», потому что я горжусь тем, что мы сделали, и верю, что мы можем еще больше сделать вместе. И, конечно, я с огромным удовольствием прошел наш интерактивный тест с совами и узнал, «насколько я действительно британец».

Настя: Для меня очень важна и интересна вся экологическая повестка, поэтому точно не пропущу лекцию «Как избежать климатической катастрофы». Также очень жду лекцию «История неповиновения» — о том, как женщины Великобритании боролись за свои права. Если говорить про то, что бы я рекомендовала другим, это, безусловно, лекция про стипендию Chevening «Как уехать учиться в Великобританию бесплатно». Если ты до сих пор думаешь, что это не для тебя, что ты недостаточно классный, что ты недостаточно лидер или недостаточно удачлив, — это сессия, которая расскажет, как реально получить стипендию, и покажет людей, которые этого добились. Ты можешь так же.

— Для чего? Для чего взрослому человеку, достигшему определенной стабильности и уровня, продолжать учиться?

Настя: Перестав обучаться в мире, который постоянно развивается, ты просто перестанешь быть нужен. Соответственно, ты ни себе не приносишь максимум пользы, которую мог бы, ни обществу и сообществу, в котором живешь. Ты просто застреваешь в том десятилетии, в котором когда-то остался.

Михаил: Без привычки учиться очень сложно существовать в XXI веке. Она помогает оставаться в тренде того, что происходит в мире, помогает актуализировать себя для дальнейшей работы. Особенно в индустрии коммуникаций, где примерно каждый день возникают новые инструменты, а каналы совмещаются с другими сферами. Так что непрерывное обновление инструментария и расширение кругозора обязательно, чтобы банально не остаться вне профессии.

Том: В карантин я учился живописи. Среди моих родственников некоторые совершали настоящие художественные подвиги, но я всегда боялся брать кисть в руки. В школе мой учитель живописи очень четко объяснил, что у меня нет я таланта, что живопись и рисунок — это занятия совершенно не для меня. Но став более зрелым человеком, я понял, что обрести уверенность в себе можно тогда, когда начинаешь позволять себе рисковать. Я наконец нашел время, пространство и энергию, чтобы сесть, попробовать себя и получить действительно яркий новый опыт. Непрерывное обучение — очень важный аспект нашей жизни, ведь это получение нового опыта. Даже если вы потерпите неудачу, вы станете профессионально богаче, ваш кругозор расширится.

— В современном безумном изменчивом мире какие навыки нам всем обязательно надо развивать? Какие навыки помогут остаться востребованным и гармоничным?

Том: Эмпатия, любопытство и доброта. Я думаю, что, если сфокусироваться на этих трех ключевых жизненных навыках, все остальное придет само собой.

Настя: Есть несколько направлений, которые однозначно важны: коммуникация между людьми в разных новых каналах и изучение логики коммуникации с машинами. Мне как гуманитарию стало легче, когда я приняла, что кодинг — это не про математику или физику, а что это язык. Просто настраиваешься на это понимание и общаешься с человеком, который немного машина.

Михаил: Эмоциональный интеллект. Для эффективного управления и взаимодействия с людьми это крайне важный навык. Еще важный навык — гибкость. Ты должен уметь легко подстраиваться под изменчивую реальность, и этот год особенно наглядно это показал.

Наташа: Очень важно научиться поддерживать самого себя и следить за своим психическим здоровьем, особенно в нынешних обстоятельствах. Это очень-очень важная тема, которую мы обязательно осветим в рамках фестиваля и вместе обсудим, к примеру, на сессии как сделать свою жизнь счастливой. Еще навык, который необходимо развивать, — это навык обучения, привычка учиться. В реальности, в которой мы живем, нужно обновлять себя постоянно.

Топ важных книг от команды фестиваля DEA

«Автостопом по галактике»

Дуглас Адамс
Издательство АСТ, 2018

«Мы»

Евгений Замятин
Издательство Детская литература, 2009

«Поправка-22»

Джозеф Хеллер
Издательство АСТ, 2016

«Источник»

Айн Рэнд
Издательство Альпина Диджитал, 2020

«О дивный новый мир»

Олдос Хаксли
Издательство АСТ, 2014

«Петр Первый»

Алексей Толстой
Издательство Время, 2018

«Мир мог быть другим. Уильям Буллит в попытках изменить XX век»

Александр Эткинд
Издательство Время, 2015

«Мифологии»

Ролан Барт
Издательство Академический проект, 2019

«Алиса в Стране чудес»

Льюис Кэрролл
Издательство ЭКСМО, 2019

«Скотный двор»

Джордж Оруэлл
Издательство АСТ, 2017

«Винни-Пух и все-все-все»

Алан Милн
Издательство АСТ, 2016

«Внутренняя колонизация. Имперский опыт России»

Александр Эткинд
Издательство Новое литературное обозрение, 2013

Different Ever After — это история о переменах, которые коснулись жизни каждого, и история о людях, которые не побоялись смело посмотреть им прямо в лицо. Программа фестиваля объединяет лучшие современные британские практики в области науки, инновации, устойчивого развития, искусства и культуры, которые уже ведут к важным изменениям в обществе. Стать частью фестиваля и узнать много нового вы можете по ссылке.